Анализ стихотворения Пушкина “Напрасно я бегу к сионским высотам…”



Незавершенное стихотворение “Напрасно я бегу к сионским высотам…” относится к 1836 году. Изначально Пушкин хотел включить его в так называемый каменоостровский цикл. По мнению ряда литературоведов, в итоге произведение было заменено другим – ” Отцы пустынники и жены непорочны…”. Стихотворения связаны между собой общими мотивами.

В обоих речь идет о переживании греха и желании очистить душу. “Отцы пустынники и жены непорочны…” – философско-религиозное высказывание на тему покаяния. Поскольку произведение

“Напрасно я бегу к сионским высотам…” осталось незаконченным, сложно сказать, к каким бы выводам пришел Пушкин в финале. Можно лишь предположить, что лирический герой бы покаялся, обратился за помощью к Господу.

Рассматриваемый текст наполнен христианскими образами. В Библии Сион фигурирует в качестве святой горы, жилища и дома Бога. Также его принято связывать с именем Давида – царя и пророка.

Лирический герой пушкинского стихотворения стремится достичь сионских высот, олицетворяющих беспорочность и совершенство Господа. Вот только попытки его пока напрасны – накопившиеся за жизнь плохие

поступки и помыслы тянут душу вниз. Вторая строка – “Грех алчный гонится за мною по пятам…” – позволяет перейти к образам животных.

Перед читателями предстает картина погони льва за оленем. Они выбраны Александром Сергеевичем неслучайно. В религиозных текстах лев зачастую связан с демоническими силами. Нередко бес превращался в царя зверей.

Например, архонт Михаил, дьявольский слуга и антагонист Бога, имел лик льва. Что касается образа оленя, то он сопряжен с Господом. К нему принято прибавлять эпитет “златорогий”, относящийся к солнечному свету.

Кроме того, в псалмах олень (лань) служит олицетворением души, стремящейся к Богу. В третьем стихе поэт упоминает “песок сыпучий”, подразумевая, что погоня льва за жертвой происходит в пустыне. Здесь можно увидеть связь со стихотворением Пушкина “Пророк” (1826).

Его лирический герой по “пустыне мрачной влачился”, “духовной жаждою томим”.

“Напрасно я бегу к сионским высотам…” – разговор о трудностях, подстерегающих человека по дороге к Божественному. Причем сложности носят не внешний, а внутренний характер. Нет главнее врага для человека, нежели он сам. Мотив этот Александром Сергеевичем выстрадан.

Сколько раз в стихотворениях он провозглашал желание следовать высокой цели, сколько раз потом происходил откат назад из-за невозможности противостоять соблазнам! Тем не менее, по мнению поэта, не стоит прекращать движение к Господу. Нужно просто понимать, что путь этот чрезвычайно сложен.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 1.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Пушкина “Напрасно я бегу к сионским высотам…”