Анализ Стихотворения Лермонтова “Отделкой золотой блистает мой кинжал…”
Стихотворение “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал…”). Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал…”) было написано М.Ю. Лермонтовым в 1838 году. В 1839 году оно было напечатано в журнале “Отечественные записки”. В этом произведении автор размышляет о состоянии русской поэзии послепушкинского периода.
И в этом плане стихотворение представляет собой литературную декларацию Лермонтова.
Произведение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная
Стихотворение построено с помощью развернутого сравнения. Поэт сопоставляется у Лермонтова с кинжалом, некогда верно служившим своему владельцу, а затем ставшим бесполезной и бесславной игрушкой. Эта сопоставление лирического героя с кинжалом мы уже встречали в стихотворении Лермонтова “Кинжал”.
Только в этом стихотворении это сопоставление имело позитивную окраску: герой обещал сохранить душевную твердость, подобно своему “светлому и холодному товарищу”. В стихотворении “Поэт” это сопоставление имеет более пессимистичную окраску.
Композиционно
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу,
Не по одной груди провел он страшный след И не одну порвал кольчугу.
Теперь же верный спутник героя стал золотой игрушкой, блистающей на стене. Такова же, по мысли автора, и судьба поэта в современном мире:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?
Исследователи отмечали здесь перекличку тематики первой и второй частей: “Игрушкой золотой он блещет на стене” – “На злато променяв ту власть….”; “молясь между зарей” – “как фимиам в часы молитвы”. Все эти параллели способствуют как более образному сопоставлению двух частей стихотворения, так и более острой антитезе внутри каждой из них. Внутри второй части мы видим противопоставление роли поэта в прошлом и в настоящем времени. В прошлом поэт был носителем истины, глашатаем общенародных дум:
Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзвук мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных.
Сама поэзия была приравнена к священнодействию: она была нужна людям, как “фимиам в часы молитвы”. В современном же мире миссия поэта предстает сниженной, упрощенной и опошленной:
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…
М.Ю. Лермонтов здесь сурово осуждает современную поэзию, превратившуюся в салонное развлечение. Обычная для романтизма антитеза “поэт и толпа” здесь уступает место противоположному решению: поэт – учитель общества, выразитель народных дум, он находится в гармоническом единстве со своим народом (О.
Миллер).
В финале стихотворения с кинжалом уже сравнивается не сам поэт, а поэзия. М.Ю. Лермонтов призывает современников к возрождению высокой роли искусства:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..
Стихотворение написано с помощью чередования шестистопного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты (“таинственный закал”, “в наш век изнеженный”, “могучих слов”), сравнение (“Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы”), метафору (“Твой стих…носился над толпой”), риторическое восклицание и риторический вопрос (последняя строфа).
Стихотворение имеет программное значение для всего творчества поэта. Мы можем рассматривать его в контексте лирических размышлений М.Ю. Лермонтова о роли поэта в жизни общества – стихотворений “Смерть поэта”, “Пророк”, “Журналист, читатель и писатель”.