Анализ стихотворения Лермонтова “Поле Бородина”

Юный автор, интересовавшийся знаменитым сражением 1812 г., обращался к свидетельствам старших современников-участников события, а также самостоятельно изучал ход битвы. Первая попытка поэтического осмысления исторического боя датирована 1830-31 гг. Поэма Скотта “Поле Ватерлоо” и торжественная лирика поэта-гусара Давыдова послужили источниками, повлиявшими на художественный стиль лермонтовского произведения.

“Поле Бородина” – своеобразный набросок, эскиз к известному творению “Бородино”, которое появилось шестью годами

позднее. Перенеся в последнее наиболее удачные фрагменты раннего варианта, поэт поступил подобно художнику, отрабатывающему детали большого полотна на отдельных набросках.

В обоих стихотворениях роль повествователя отведена лирическому персонажу-очевидцу сражения. Образ рассказчика, яркий и самобытный в “Бородино”, в ранней версии лишен оригинальных черт. Остается неизвестным и звание, и род войск, к которому относится воин: солдат или офицер, пехотинец или артиллерист.

Нерешенные противоречия, существующие на уровне образа, отражены стилистикой поэтического текста. В первой строфе рассказчик

вместе с другими “вострит штыки”, изъясняясь как рядовой, выходец из народа. Затем он неожиданно прибегает к книжной лексике, начиная выражаться романтическим слогом: герой предлагает другу послушать дикую “песнь свободы”, которую поет “непогода”.

В этом случае персонаж больше похож на офицера, знакомого с литературными новинками своего времени.

Подобная разница обнаруживается и при сопоставлении неконкретизированного образа “вождя” в раннем варианте и реалистичного облика “отца”-полковника в “Бородино”.

Доминантами батальной картины становятся звуки и цвет – визг и грохот, блеск огня. Отдельного упоминания заслуживает группа лексики, обозначающая огромное количество жертв. Однако картину битвы часто заслоняют личные эмоции персонажа: леденящий страх и отчаяние, жажда мщения, ощущение игры со смертью.

Романтик, сменивший длинный плащ на армейский мундир, остается главным лицом в сценах сражения.

Завершающие строки содержат торжественное обращение героя к “моим товарищам” – павшим воинам. В речи провозглашаются громкая слава и вечная память, которые останутся в сердцах современников-“сынов полночи” и их потомков. Анафора “скорей… чем” приближает возвышенную речь к формуле патриотической клятвы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Лермонтова “Поле Бородина”