Анализ стихотворения Лермонтова “Два великана”

Воинская слава Отечества – один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в “Поле Бородина”, продолжает сказочная аллегория “Два великана”, появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.

Центральная тема стихотворения – противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными

чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.

Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь – о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка – единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.

Оппонент “русского витязя” пришел из “далеких чуждых стран”. Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова “дерзновенный” и “дерзкий” подчеркивают отрицательные

черты иноземного героя. Насмешливое определение “трехнедельный удалец” намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.

Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному “коллеге”.

Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: “спокойствие” – “наглый натиск”, “следование традициям” – “нарушение старого уклада”.

Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-“венцу”, русский воин отвечает взглядом и “улыбкой роковой”.

Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и “упал”.

Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно “перемещает” поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.

Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях сказителя-гуманиста звучит благородное чувство снисхождения к побежденному.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Лермонтова “Два великана”