Анализ стихотворения Бродского “Глаголы”

Стихотворение “Глаголы”, созданное в 1960 году, относится к ранней лирике Бродского. Оно оказало огромное влияние на все дальнейшее творчество поэта. Во-первых, в нем присутствует тема языка, роль которой в лирике Иосифа Александровича сложно переоценить.

Во-вторых, “Глаголы” наряду с “Петухами” (1958) и “Рыбами зимой” (1959) входят в триумвират стихотворений, полностью построенных на развертывании метафоры.

В начале анализируемого текста поэт множество раз употребляет слоги “гла” и “гол”. За счет такой звукописи

ему удается нарисовать перед глазами читателей картину большого муравейника. В нем безликие глаголы “мешают раствор”, “таскают камни”.

Они пытаются возвести город, но получается в итоге только памятник собственному одиночеству. Здесь возникает отсылка к знаменитому стихотворению Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, а также произведениям на эту тему других поэтов.

Основополагающая метафора рассматриваемого текста – глаголы как люди. Причем не просто какие-то абстрактные, а жители Советского Союза. Главная функция глагола – обозначать действие.

Граждане

СССР обязаны работать. В этом Бродский убедился сам, когда в 1964 году его судили за тунеядство. По завершении процесса поэту назначили наказание – пять лет принудительного труда в отдаленной местности, в роли которой выступила деревня Норенская Архангельской области.

В ссылке Иосиф Александрович провел гораздо меньше времени, чем изначально постановил суд, – восемнадцать месяцев. Но вернемся к стихотворению. Итак, у советского человека нет права не совершать определенные действия. Миропорядок установлен, и изменить его нет возможности.

Трудовой процесс непрерывен: “Каждое утро они идут на работу…”. Трагичный конец неизбежен:
…некто стучит, забивая гвозди
В прошедшее,
В настоящее,
В будущее время.

По мнению русского поэта, переводчика и литературоведа Виктора Куллэ, в “Глаголах” Бродский овеществляет знаменитую фразу из гетевского “Фауста”: “Остановись, мгновенье!”. В произведение введен образ стихотворца, который представлен как носитель времени. Спустя двадцать пять лет Иосиф Александрович в предисловии к книге Рейна признает личное время поэта тождественным прошедшему времени глагола.

Что касается “Глаголов”, то в этом произведении Бродским в первый раз предпринимается попытка “объективировать в метафоре само время”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бродского “Глаголы”