Жизненные принципы Чацкого и Молчалина по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Благородный муж думает о должном.

Низкий человек думает о том, что выгодно.

Конфуций

Комедия «Горе от ума» была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии — в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века.

Кроме того, эти же самые проблемы актуальны и по сей день. «Комедия полна характеров, обрисованных смело и резко», — писал А. Бестужев.

Одним из основных вопросов,

поднятых автором, является противостояние между умным человеком и глупцами — единицей общества и толпой. В произведении этой единицей, безусловно, является Чацкий, глупцами — фамусовское общество. На протяжении всей комедии наблюдаются четкие границы между данными двумя сторонами.

У них заметно отличается поведение, мировоззрение, отношение к любви, деньгам, долгу и чести, образованию и жизни в целом.

Чацкий появляется и проходит через всю комедию «громом среди ясного неба». Он возникает шумно и внезапно (по описаниям в произведении, так же внезапно он и исчез за три года до этого). Далее

эта самая «выскочка» восхваляет Европу, ее ритмичное движение, наполненное жизнью, образуя еще один пункт в социальном конфликте между ним и московским обществом с давно устоявшимися и неизменными нравами и характерами.

Однако не стоит считать, что Грибоедов призывает подстраиваться под Европу — он выступает за собственное начало движения жизни в России.

В основе жизненных принципов Александра Андреевича Чацкого лежат разум и образование, негативно встреченные в месте го появления. Чацкий не гонится за чином и богатством, отвечая на вопросы о них совершенно равнодушно (диалог с Молчалиным в третьем явлении третьего действия). Для него дела есть дела, веселье есть веселье, любовь есть любовь, деньги есть деньги.

В отличие от противопоставляемого ему общества, Чацкий четко разграничивает эти понятия, не ищет выгоду для одного из них в другом. Служба, в первую очередь, является служением делу в благих намерениях, а не прислуживанием какому-либо человеку ради получения денег.

От лица всего фамусовского общества в противопоставление Чацкому выдвигается Молчалин. Вначале их сталкивает между собой любовный конфликт. Являясь «жалким созданием», по словам Александра Андреевича, Алексей Степаныч все равно лидирует в борьбе за сердце девушки, что приводит Чацкого в недоумение: «Ах! Софья!

Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?»

Софья является частью фамусовского общества, соответственно, она ищет более близкого к ней человека. До Чацкого она разумом не дотягивает, а из Молчалина воображает себе идеальный образ. Собственно, даже Молчалин сумел ее обмануть, из так называемой «любви» к девушке пытаясь извлечь денежную выгоду.

Своего развития мыслей Алексею Молчалину не хватает для обладания личным мнением. Он объясняет это «небольшим чином» и тем, что «ведь надобно же зависеть от других», в то время как Чацкий не понимает, «зачем же мнения чужие только святы».

Несмотря на превосходство над Алексеем Степанычем, Александр Андреевич терпит поражение, а вскоре его и вовсе считают сумасшедшим. Это связано, главным образом, с тем, что Молчалин — представитель фамусовского общества, а Чацкий выступает против него, значит и против них всех, а как давно известно: «один в поле не воин».

Человек с мнением, отличающимся от общепринятого, с иным мышлением всегда считается «другим», «не своим», а иногда и вовсе сумасшедшим, как в данном случае. Эта проблема в наше время особо актуальна, так как со временем она только усиливается и распространяется на все большее и большее количество людей. Все чаще люди боятся своего собственного мнения лишь потому, что его могут воспринять с осуждением, причем боятся не только оглашать это мнения, но и даже в принципе иметь его.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Жизненные принципы Чацкого и Молчалина по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)