Анализ стихотворения Бродского “Роттердамский дневник”

Стихотворение “Роттердамский дневник” относится к 1973 году. Создавалось оно в старинном голландском городе Роттердаме. Евгений Рейн в статье “Мой экземпляр “Урании””, отмечал, что строки “…мы пьем вино при крупных летних звездах…” Бродский сопроводил следующим пояснением: “Васко Попа и я”.

Из этого краткого комментария сделан вывод: “Роттердамский дневник” написан Иосифом Александровичем во время пребывания на Роттердамском поэтическом форуме. Именно там Бродский мог познакомиться с Васко Попа

(1922-91) – сербским поэтом румынского происхождения, не слишком известным российскому читателю.

Первая часть стихотворения посвящена одному из самых трагических событий в истории нидерландского города – масштабной бомбардировке. Люфтваффе совершили авиационный налет четырнадцатого мая 1940 года. Он был этапом голландской операции.

В общей сложности немецко-фашистские войска скинули на Роттердам порядка ста тонн бомб. Значительное их количество попало на центр города, число погибших жителей – около тысячи. Нападение на Роттердам стало завершающей частью голландской операции.

После бомбардировки

города нидерландские власти подписали акт о капитуляции.

Для Люфтваффе Бродский подбирает необычное, но весьма точное сравнение. Деятельность германских военно-воздушных сил во время Второй мировой войны поэт сравнивает с плодами творчества Ле Корбюзье (1887-1965) – французского архитектора швейцарского происхождения. Общее у них действительно есть: они кардинальным образом изменили облик европейских стран.

Люфтваффе разрушали культурные памятники при бомбардировках, избавляясь от многовекового наследия. Ле Корбюзье создавал новые дома с “прозрачными” фасадами, просматриваемыми насквозь, свободными пространствами этажей, плоскими крышами-террасами. Фирменные приемы архитектора уже давно считаются неотъемлемыми частями современного строительства.

В финальной части стихотворения возникает примечательный мотив инвалидности:
Как время ни целебно, но культя,
Не видя средств отличия от цели,
Саднит.
Некоторые исследователи творчества Бродского связывают эти строки с важным событием – в 1972 году поэт навсегда покинул Советский Союз по настоянию властей. В свете подобных рассуждений культя становится символом отрезанной части жизни, порождающей ощущение пустоты в душе лирического героя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Бродского “Роттердамский дневник”