Анализ стихотворения Ахматовой «Песня мира»
Произведение вошло в поэтический цикл «Слава миру», опубликованный в 1950 г. Выходу наиболее противоречивой части ахматовских творений предшествовали трагические события в жизни автора: спровоцированная советскими чиновниками травля в писательских кругах, арест сына и бывшего гражданского мужа. Отчаяние и страх за близких подвигли поэтессу совершить жест лояльности к сталинскому режиму — создать произведения в духе, традиционном для советской пропагандистской лирики. Ахматова всегда стыдилась собственных стихотворных славословий
Подобное авторское отношение распространялось и на «Песню мира», которая заслужила репутацию спорного и «нелюбимого» творения. Жанровая принадлежность стихотворения, определенная заглавием, соответствует сложившимся канонам. Первые десятилетия строительства нового общества ознаменовались массовым песенным движением.
Яркий пример следования традиции — популярная «Песня о Родине», созданная Лебедевым-Кумачом за 14 лет до ахматовского варианта. Перекличка двух произведений обнаруживается и на лексическом
«Звонкая» и радостная песня лирической героини сравнивается с «голубкой мира» — образом, который полностью вписывается в художественные каноны, одобренные властью. В «Гимне мира» Матусовского, появившемся в первую половину 50-х гг., сходную миссию несет образ «белого голубка». Его свободный и смелый полет символизирует грядущую победу сплоченных «сил мира и труда».
Кому адресуется музыкальное послание героини, поддержанное жизнерадостными голосами других соотечественников? «Ласковым друзьям» советской страны, угнетенным и трудолюбивым народам. В стихотворном тексте возникают четыре вполне ожидаемых адреса. Наиболее неопределенными являются характеристики первых двух. Намек на неблагополучие людских судеб достигается за счет отрицательных тревожных коннотаций оттенка «багрово-алый».
Колористическая деталь лаконичного пейзажа служит намеком, отголоском выразительности, присущей истинному ахматовскому стилю. Следующие слушатели музыкального обращения лирического «я» — труженики и обитатели рабочего предместья, вынужденные вдыхать «удушливый дым» капиталистической фабрики. В двух последних определениях лидируют указания на расовые признаки.
В случае с чернокожими бедняками об этом сообщается напрямую, с жителями Южной Азии — опосредованно, при помощи топонима.
- Анализ стихотворения «Песня последней встречи» А. А. Ахматовой Произведение ранней лирики Ахматовой, «Песня…» отражает драматизм уже в своем названии. Используя Прием антитезы (противопоставления), Ахматова усиливает описываемые чувства лирической героини: «Так беспомощно грудь холодела, // Но шаги мои были легки». Здесь же излюбленные поэтессой «говорящие детали»: перчатка с левой руки, надетая на правую руку, передает ощущение психологического дискомфорта; это состояние усиливает некий ритмический сбой […]...
- «Песня последней встречи» анализ стихотворения Ахматовой В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия — лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов «Вечер». Тираж был совсем небольшим — всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой. Критики […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Песня о песне» Тема поэтического дара входит в число важнейших и получает развитие еще в период раннего творчества Ахматовой. Автор создает оригинальный образ «Музы-сестры» или любимой подруги. Милая покровительница с ясным и ярким взором кажется простой, подобной земным девушкам: в произведении » Муза ушла по дороге…» крупный план изображения захватывает смуглые ноги богини, мокрые от осенней росы. Однако […]...
- Анализ стихотворения Бунина «Песня» Автор, признававший ценность поэтической традиции, часто обращался к песенному жанру: нередким элементом, вошедшим в название стихотворений разных лет, становится слово «песня». Фольклорные истоки тематики и стиля, яркое музыкальное начало, исповедальные интонации являются характерными приметами бунинской трактовки традиционного жанра. В первое десятилетие XX в. увидели свет три стихотворения-монолога, названные песнями: «Я — простая девка на баштане…», […]...
- Анализ стихотворения «Песня» Жуковского «Песня» (1811). Стихотворение написано после отказа Екатерины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения — меланхолическая. Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. […]...
- Анализ Стихотворения «Вакхическая песня» Стихотворение «Вакхическая песня». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Вакхическая песня» было написано А.С. Пушкиным в 1825 году, напечатано же — в сборнике 1826 года. Основная тема произведения — тема познания мира, торжества человеческого разума. Мы можем отнести его к философской лирике, жанр обозначен в самом названии, однако у Пушкина присутствуют здесь черты античного дифирамба. Стихотворение построено […]...
- Анализ стихотворения «Вечером» Ахматовой А. А Стихотворение «Вечером» («Звенела музыка в саду…», 1913) своим названием связывает книгу «Вечер» с «Четками», где оно было напечатано в 1914 г. (журнальная публикация не имела заглавия). Теперь «расстановка сил» другая, более определенная, но оттого не более благополучная. Там героиню любили, а она не была постоянна и уверена в своем чувстве, здесь она любит, но чувство […]...
- Анализ стихотворения Блока «Песня Офелии» «Гамлет», созданный Шекспиром в начале семнадцатого столетия, по сей день остается одной из наиболее популярных трагедий в мире. Русские писатели часто обращались к образам, выведенным в пьесе. Они осмысляются в творчестве Фета, Пастернака, Цветаевой, Ахматовой и других авторов. Согласно воспоминаниям родственников Блока, поэт шекспировской трагедией увлекся еще в юности. В 1897 году, заполняя анкету, он […]...
- Анализ стихотворения Горького «Песня о буревестнике» «Песня о буревестнике» — финальная часть рассказа «Весенние мелодии», который был создан Максимом Горьким в Нижнем Новгороде весной 1901 года. Однако само Произведение из-за ярко выраженных революционных настроений было запрещено цензурой к печати. И лишь финал рассказа, написанный в форме белого стиха, в апреле 1901 году был опубликован в журнале «Жизнь» как самостоятельное литературное произведение […]...
- Анализ стихотворения Пушкина «Вакхическая песня» Не секрет, что Александр Пушкин любил шумные компании и нередко устраивал самые настоящие пиры, на которые приглашались друзья-лицеисты. Именно фракийскому богу Вакху, который покровительствует виноделию, поэт посвятил огромное количество своих произведений. Однако посиделки за бокалом хорошего вина для Пушкина являются не только приятным времяпровождением. Это — особый ритуал, который призван сплотить дружбу, дать пищу для […]...
- Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)» Василий Жуковский женился довольно поздно, будучи уже 58-летним зрелым мужчиной. Свой отказ создавать семью поэт часто аргументировал тем, что на это у него попросту нет времени. Все дело в том, что Жуковский состоял придворным литератором при царском дворе и даже некоторое время занимал должность наставника будущего императора. Поэтому согласно этикету ему было предписано всегда и […]...
- Краткое содержание, анализ «Песня последней встречи» Ахматова «Песня последней встречи» (1911, сборник «Вечер») Произведение ранней лирики Ахматовой, «Песня…» отражает драматизм уже в своем названии. Используя прием антитезы (противопоставления), Ахматова усиливает описываемые чувства лирической героини: «Так беспомощно грудь холодела, \\ Но шаги мои были легки». Здесь же излюбленные поэтессой «говорящие детали»: перчатка с левой руки, надетая на правую руку, передает ощущение психологического дискомфорта; […]...
- «Ты выдумал меня» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение «Ты выдумал меня» (в некоторых изданиях публикуется под названием «Воспоминание»), написанное Анной Ахматовой в усадьбе Старки под Коломной 18 августа 1956 года, вошло в поздний цикл стихов «Шиповник цветет». Поэтесса прервала вынужденное молчание, вызванное официальным изгнанием ее из печати в 1946 году. В 1963 году Ахматова при подготовке цикла к публикации в сборнике «Бег […]...
- «Смятение» анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение Стихотворение Анны Ахматовой «Смятение» является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трехсложным хореем. Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. «Смятение» представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны. Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии. […]...
- «Вакхическая песня» анализ стихотворения Пушкина Стихотворение «Вакхическая песня» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1825 году в его родовом имении Михайловское. Выдающийся поэт пребывал в ссылке и переживал не лучшие времена. В глухомани не было никаких развлечений, и лишь изредка Пушкина тайком посещали его друзья. Дружба всегда была для поэта ключевой ценностью. Именно этой теме и посвящено стихотворение «Вакхическая песня». […]...
- Стихотворение A. A. Ахматовой «Песня последней встречи» (Восприятие, истолкование, оценка) A. A. Ахматова ввела в русскую поэзию женщину. А любовь для ее лирической героини стала пятым временем года. Раннюю лирику Ахматовой можно смело считать женской исповедью. Впрочем, лирическая героиня сохранила такую открытость внутреннего мира, даже пережив вместе со страной страшные времена репрессий и войны. Зоркость же поэтического слова была дана поэту изначально, поэтому первый сборник […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Не будем пить из одного стакана…» В 1913 году Ахматова написала стихотворение «Не будем пить из одного стакана…», вошедшее в сборник «Четки». По свидетельству Лидии Корнеевны Чуковской, посвящено оно Михаилу Леонидовичу Лозинскому — крупнейшему советскому переводчику. Ему принадлежат переводы на русский язык величайших мировых авторов — Шекспира и Киплинга, Сервантеса и Лопе Де Веги, Данте и д’Аннунцио, Мольера и Вольтера, Гюго […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я гибель накликала милым «Я гибель накликала милым…» — стихотворение, входящее в сборник «Anno Domini MCMXXI». Написано оно осенью 1921 года, во времена, трудные для Ахматовой. В конце лета Анна Андреевна похоронила хорошего друга и величайшего поэта Серебряного века Блока. Практически сразу после его смерти стала известна еще одна ужасная новость — по обвинению в заговоре против советской власти […]...
- Анализ стихотворения РУБЦОВА «ЗИМНЯЯ ПЕСНЯ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. РУБЦОВА «ЗИМНЯЯ ПЕСНЯ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Стихотворение «Зимняя песня» было написано Н. Рубцовым в 1965 году. Мы можем отнести его к философской лирике. В нем присутствуют элементы пейзажа. В произведении кольцевая композиция. Оно открывается и завершается нежным ночным пейзажем, в который вливается просьба лирического героя: В этой деревне огни не погашены. Ты […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта «Песня без слов» В 1894 году Бальмонт выпустил сборник «Под северным небом». В стихотворениях преобладали настроения, характерные для поколения 90-х. Лирический герой делился своими романтическими переживаниями, жаловался на безрадостность и унылость собственного существования. При этом литературные критики хвалили творчество Константина Дмитриевича за музыкальность и изящество формы. Кроме того, именно в этой книге нашли выражение декадентские идеи, которые Бальмонт […]...
- Структурный анализ стихотворения С. Есенина «Песня о собаке» Максим Горький как-то назвал С. Есенина не поэтом, а органом, будто бы созданным природой специально для поэзии. К этому хочется добавить, что эта поэзия во многих случаях является голосом «очеловеченной» природы, которая рассказывает сама о себе. И поскольку мы от природы жестокие, то ее обращение к нам наполнено тоской, так как «за тыщи пудов конской […]...
- Анализ стихотворения Маяковского «Барабанная песня» Изображая обновляющую, вдохновляющую природу революции, поэт обращается к музыкальному жанру марша. Ориентация на массовость, энергичные побудительные интонации, четкость ритма — достоинства прикладного жанра соответствовали идейным задачам автора, который расценивал собственное творчество как вклад в устройство нового мира. Пламенный оратор, лирический герой «Нашего марша» призывает к бунту, который грандиозным «разливом второго потопа» преобразит планету. Более поздние […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король Произведение Анны Ахматовой долгое время исследуется литературоведами и исследователями — литературоведами. Для многих остается большой тайной, кому же все-таки посвящено данная баллада.. Читая его, становится понятно, что тот, кому она была посвящена, был горячо любим и невероятно дорог. Но дело все в том, что у великой поэтессы не было, как выяснили после, не было молодого […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Песня (Желтый лист о стебель бьется…)» В период с 1830 по 1831 год Лермонтов написал ряд стихотворных произведений, в названии которых фигурирует слово «песня» — такое же жанровое определение для поэта как, например, «сонет» или «стансы». Ритмически и строфически они напоминают русские фольклорные тексты. Скорей всего, Михаил Юрьевич пытался воспроизвести особенности народного песенного творчества под влиянием работ своих учителей — Д. […]...
- Анализ стихотворения «Песенка» Ахматовой А. А Лирическая героиня этого стихотворения предстает на первый взгляд простой крестьянкой. Поэтому первые две строфы вызывают в памяти фольклорно-песенные традиции. Фольклорное начало подчеркнуто характерным приемом народной поэзии — смысловым параллелизмом — контрастом в первой строфе: «про любовь пою» — «лебеду полю». Восходит к народной поэтике и сама заданная ситуация — пение во время работы. Первая строфа […]...
- Анализ стихотворения «Вечерние часы перед столом…» Ахматовой А. А «Вечерние часы перед столом…» В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А. А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Дверь полуоткрыта…» В 1912 году издательство «Цех поэтов» выпустило дебютный сборник Ахматовой «Вечер» тиражом в три сотни экземпляров, который тепло был принят профессиональными критиками и читающей публикой. В него включено стихотворение «Дверь полуоткрыта…». Как отмечают многие исследователи творчества Анны Андреевны, ее лирике свойственна сюжетная неполнота. Рассказываемая история часто словно вырвана из контекста, носит фрагментарный характер. Особенность эта […]...
- Анализ стихотворения Некрасова «Песня Еремушке» Николай Некрасов не понаслышке знал о том, как тяжела жизнь русских крестьян. Он и сам в полной мере испытал, что значит голод и лишения, когда в 16 лет из-за разногласий с отцом решил покинуть родное поместье. Поэтому поэт искренне сочувствовал всем несчастным и обездоленным, пытаясь им помочь любыми доступными способами. Тем не менее, очень скоро […]...
- Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня» Это стихотворение отражает состояние осенней природы и одновременно внутреннее состояние лирического героя. Как изменяются времена года, так меняется и человек, его чувства и настроения. Осень — время переоценки того, что прошло, и подготовки к чему-то новому, неизвестному. Также присутствует образ часов, которые отсчитывают мгновения жизни. Лирический герой погружается в детские воспоминания, но через минуту он […]...
- Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» Ахматовой А. А Сжала руки под темной вуалью…» (1911) — характернейшее стихотворение из книги «Вечер», в котором разнообразно представлены коллизии непростых отношений между мужчиной и женщиной. В данном случае женщина, охваченная внезапным состраданием и острой жалостью, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Разговор ведется с невидимым собеседником, очевидно с собственной совестью, так как собеседник этот […]...
- «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» было написано Анной Ахматовой в 1917 году — году, неспокойном для всей России. И личная жизнь поэтессы тоже была расшатанной: все больше сложностей возникало в отношениях с мужем, и, несмотря на успех первых сборников, посещали сомнения в собственном даровании. Стихотворение начинается с коротких, рубленых фраз, будто телеграмма. Просто констатация времени […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «В Царском Селе» Три поэтических произведения составили небольшой цикл 1911 г. Его заглавие указывает на главную тему — память о любимом городе, в котором прошли годы детства и отрочества автора. Далекие воспоминания об ипподроме и ухоженных лошадях, упомянутых Ахматовой и в прозе, определяют образную структура зачина «По аллее проводят лошадок…» В художественном тексте выстраивается ряд, образованный приметами детства: […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Ива» В 1940 году Ахматова написала стихотворение «Ива». Ему предпослан эпиграф из творчества Пушкина, одного из любимых поэтов Анны Андреевны: «И дряхлый пук дерев…». Взят он из незавершенного лирического произведения «Царское Село». И в лирике Ахматовой, и в лирике Пушкина Царское Село появляется достаточно рано. Александр Сергеевич связывает его главным образом с периодом обучения в Лицее, […]...
- «Белой ночью» анализ стихотворения Ахматовой Невероятно эмоциональное, искреннее, не стыдящееся слез и позднего раскаяния — поистине «ахматовское» стихотворение, пропитанное духом автора, который не спутаешь ни с одним другим, — «Белой ночью». Написаны эти 12 строк 6 февраля 1911 года в Царском селе, во время одной из многочисленных, мелких и крупных, размолвок между супругами: Анной Андреевной и Николаем Степановичем ( Гумилевым, […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Я так молилась: Утоли В 1917 году в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая». Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить книгу в Москву, поэтому весь первый тираж разошелся в Петрограде. Кроме того, происходило массовое закрытие газет и журналов. Естественно, сборнику не удалось собрать сколь-нибудь значимой […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Голос памяти» На протяжении шести дореволюционных лет поэтесса проводила лето в тверском имении мужа Слепнево, и бежецкая земля стала для нее источником вдохновения. Стихотворение, принадлежащее слепневскому периоду, посвящено Ольге Глебовой-Судейкиной, известной актрисе и танцовщице, — не просто подруге, но человеку, по-настоящему близкому Ахматовой. Посвящение отсылает к трагическим событиям: в начале весны 1913 г. покончил с собой молодой […]...
- «Сероглазый король» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение «Сероглазый король», относящееся к раннему творчеству Ахматовой, написано в 1910 году. Это, пожалуй, одно из самых пронзительных и лиричных творений поэтессы. Спор о том, кто является лирическим героем стихотворения, продолжается до сих пор: ни один из мужчин, находящихся в окружении Ахматовой в это время не подходит под описание «короля». Критики склонны сойтись во мнении, […]...
- Стихотворение А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка) Поэзия А. А. Ахматовой — это небо из кусочков цветного стекла, раскинувшееся над городом под названием Любовь. Открывая томик с ее стихами, читатель попадает в этот город, а восходящее или заходящее солнце, льющее свет с неба, расцвечивает его улицы постельными, кричащими или мрачными красками. Особенно оживленным город становится на улицах «Вечера», «Четок», «Белой стаи», «Подорожника». […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Через много лет. Последнее слово» После завершения Второй мировой войны британский дипломат Исайя Берлин отправился на службу в посольство Великобритании, расположенное в Москве. Назначение он получил не случайно. Дело в том, что место его рождения — дореволюционная Рига. Детство Берлин провел в Петрограде. В Англию семья мальчика переехала, когда ему было одиннадцать лет. Оказавшись на службе в Москве, Исайя в […]...
- «Гость» анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение «Гость» является представителем любовной, интимной лирики. В произведении присутствует сюжет, однако преобладающими образами являются все-таки описания чувств. Действие происходит в зимнее время («метельный снег») в столовой. К лирической героине приходит гость — мужчина, между ними происходит диалог. Далее, в последних двух строфах, описывается его лицо и характер взаимоотношений между этими людьми. Композиция составлена из […]...