Анализ эпизода смерти Катерины Ивановны (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
Эпизод смерти Катерины Ивановны Мармеладовой завершает пятую, предпоследнюю часть романа “Преступление и наказание”. Начинается эпизод со сцены помешательства Мармеладовой на мосту (“На канаве, не очень далеко от моста…”) и заканчивается вместе с главой.
Композиционное расположение эпизода смерти чрезвычайно важно. Вспомним, что перед ним идет решающий, имеющий поворотное значение в романе, разговор Сони и Родиона, разговор о страдании и готовности принятия его. Таким образом, смерть Катерины Ивановны заканчивает историю
Сцена является “перекрестком” от которого расходятся две дороги: в никуда – дорога Катерины Ивановны, к свету – Сонина.
Эпизод смерти Катерины Ивановны поистине страшен. Почти не приходя в рассудок, покидает она этот мир. Только несколько раз возникает у нее желание покаяния (“Иссосали мы тебя, Соня…”), чтобы тут же смениться темой нераскаявшейся, темной души (“Что?
Священника?..Не надо…Где у вас
В эпизоде есть еще две важных идеи. Смерть Катерины Ивановны перекликается со сном Раскольникова об убийстве лошади в начале романа. Неслучайны последние слова Мармеладовой: “…Уездили клячу!..Надорвала-а-сь!”
Здесь ярко звучит тема ценности всякой человеческой жизни и личности, одна из важнейших тем романа. Не может человек жить и погибать, подобно животному. Каждый человек имеет право на прощение и искупление грехов, на возрождение и свет в душе.
Кроме того, эпизод смерти Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе Любовь и Бога.
Эпизод показателен как для Раскольникова, так и для Сони, все больше утверждая их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.
- Анализ эпизода “Встреча Раскольникова и Сони” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – одно из самых сложных произведений не только в творчестве Достоевского, но и в мировой литературе. Родион Раскольников, человек совестливый и легко ранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы, страдания “униженных и оскорбленных”, которые царят в обществе. Отсюда, по словам Достоевского, “его идея: взять во власть то общество”. […]...
- Анализ эпизода “Смерть Мармеладова” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Смерть Мармеладова, “отставного титулярного советника”, описывается в седьмой главе второй части романа “Преступление и наказание”. Главные участники эпизода – сам Мармеладов, его жена Катерина Ивановна, дети, Родион Раскольников. Кроме того, здесь учавствует немало и второстепенных персонажей, таких, как доктор, священник, полицейские и прочих, чья роль состоит в том, чтобы более полно передать обстановку, в которой […]...
- Анализ эпизода “Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Анализируемый эпизод является очень важным в романе “Преступление и наказание”: именно в нем теория Раскольникова о “властьимущих” сталкивается с покорностью кроткой Сони. Чтение легенды о воскрешении Лазаря происходит во время встречи Родиона с девушкой, и, прочитав эту сцену, мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова. Эпизод начинается с описания комнаты, […]...
- Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Данный эпизод находится в финале романа – в его заключительной, шестой части. По объему это совсем небольшой отрывок текста, однако он имеет очень важное значение в эволюции характера Родиона Раскольникова. Мы помним, что после совершенного преступления герой ни на минуту не оставался спокоен. Его мучили угрызения совести, терзала душевная боль, которую Раскольников старательно заглушал. Сам […]...
- Анализ эпизода последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Во все времена существует и будет существовать понятие общественной морали – определенный набор правил и норм поведения, которые во многом определяется той эпохой, в которую нам выпало жить. Все мы живет в обществе, зависим от него, приспосабливаемся к нему и с детства впитываем те устои, которые в данном обществе приняты. Но вместе с общественными нормами […]...
- Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа “Преступление и наказание”. Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с Раскольниковым в трактире. Именно из этого отрывка мы узнаем историю жизни Мармеладова, знакомимся с его женой и дочерью, узнаем об их жизненной трагедии. Итак, Раскольников […]...
- Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) 8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского “Преступление и наказание”. Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве “официальным лицам”. Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как […]...
- Преступление и наказание характеристика образа Катерины Ивановны ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (Роман, 1866) Катерина Ивановна – супруга Мармеладова. Из числа “униженных и оскорбленных”. Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке, губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском […]...
- Правда Сонечки Мармеладовой (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, явившейся, на мой взгляд, основной причиной преступления. Я думаю, что человеком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему […]...
- Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.) Роман Достоевского “Преступление и наказание” – это роман о современ-ной России, переживавшей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравствен-ных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все стра-дания, боли и раны времени. Передовая русская молодежь конца 50 – начала 60-х годов искала пути социального, духовного и нравственного обновления России. Трагические метания Раскольникова имеют тот […]...
- Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В глубине России, в далекой Сибири на месте жестокой каторги недавно археологи обнаружили потрясающую находку – письмо одной известной заключенной – Сони Мармеладовой под названием “Исповедь Господу”. Наш журнал предоставляет читателям уникальную возможность прочитать эту легендарную исповедь. “Господи, я хочу исповедоваться перед тобой в последние дни своей жизни. На мою долю выпала нелегкая судьба: рано […]...
- Краткая характеристика произведения “Преступление и наказание” Достоевского Ф. М “Преступление и наказание” – идеологический, философский роман, роман-эксперимент. Проверяется теория, согласно которой “избранные” “право имеют” распоряжаться жизнями “тварей дрожащих”. “Двойники” Раскольникова – Лужин и Свидригайлов – действуют по этому принципу, не задумываясь. Бесчеловечная идея приводит героя к разладу с людьми и с самим собой. Петербургский пейзаж – не просто фон, это самостоятельный персонаж, влияющий на […]...
- В чем трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, развенчивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Мир Достоевского принципиально противоречив, “за” и “против” постоянно борются в душах […]...
- Анализ эпизода “Раскольников и Соня читают Евангелия” по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Соня живет в большой комнате, но чрезвычайно низкой. В комнате почти нет мебели, на стенах виднеются желтые обои. Комната имеет вид неправильного четырехугольника. Форма комнаты как-бы показывает, что Соня живет неправильно. Не такой жизни она достойна. Сначала Раскольников обращается к Сони резко и с настойчивостью, даже с некой грубостью. Но после чтения Евангелия его настроение […]...
- Суровая правда в изображении жизни людей в мире зла (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Понимаете ли вы, милостивый Сударь, что значит, когда уже Некуда больше идти?! Ф. М. Достоевский Роман (бессмертное произведение) “Преступление и наказание” был написан в 1866 году, когда пореформенная Россия упорно искала новые пути развития. Общество переживало кризис. Достоевский всегда рассматривал свои романы как художественный отклик на темы современности. Усугубление социального неравенства, распад семьи, рост преступности […]...
- Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.) Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли “серединных петербургских улиц и переулков”, родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова. В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыграли годы реакции (1862-1863), когда […]...
- Родион Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского – во многом необычное произведение, одной из его особенностей является то, что он написан Достоевским после возвращения с каторги, когда у него преобладали религиозные настроения и чувства. Это нашло свое отражение в том, что обличение жизненных несправедливостей и мечта о “счастье человечества” сочетаются в душе писателя с недоверием […]...
- “Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…” (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […]...
- Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это произведение, посвященное истории трудного пути человеческой души к постижению истины. Вечером жаркого июльского дня, из своей каморки выходит, в тяжкой тоске, бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, в исступлении, в бреду, мечется герой по петербургским улицам, […]...
- Почему Раскольников совершил преступление? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из несчастья людей. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных, за […]...
- Вечная Сонечка (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Я не тебе поклонился, я всему Страданию человеческому поклонился. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Проводником философии автора (безраздельное служение людям) и олицетворением добра в романе является образ Сони Мармеладовой, которая сумела силой собственной души противостоять окружающему ее злу и насилию. Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоевский: “Это была скромно и даже бедно одетая […]...
- Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”;. Часть 2 Одним из центральных женских образов в романе является Дунечка – сестра главного героя. Ее характеристику дает мать в своем письме: “Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем”. С презрением отвергает она ухаживания Свидригайлова, в доме которого работала гувернанткой. Как и Соня, Дуня в романе сравнивается с ангелом: “Дуня, кроме того […]...
- Значение эпизода “Встреча Раскольникова и Свидригайлова” для понимания романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого ведется много споров, так как это “идеологический” роман. Подобных произведений раньше не было ни в русской, ни в мировой художественной литературе. Писатель попытался решить в нем множество проблем: от социальных до нравственных и философских. Главным образом, Достоевский решает их через своих […]...
- Знакомство Раскольникова со Свидригайловым. (Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, ч. IV, гл. 1.) Роман “Преступление и наказание” был написан в период “трудного времени” конца 60-х годов XIX века, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа не только не сгладила, но еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего […]...
- Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский настолько мастерски выписал внутреннее состояние “загнанного в угол” Раскольникова, что писателя самого всерьез подозревали в убийстве. Одни из самых напряженных психологических картин в романе появляются тогда, когда “на сцену” выходит следователь, занимающийся делом об убийстве старухи – процентщицы – Порфирий Петрович. Раскольников понимает: если он будет […]...
- Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”;. Часть 3 В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Она переживает их неудачи как свои и стремится хоть что-нибудь сделать для них. Достоевского восхищает ее самоотверженная любовь к детям. Родиона она уже отпустила в самостоятельную жизнь, но все равно пытается помочь ему деньгами, поддержать письмами. С болью смотрит она на судьбу дочери. Первоначально […]...
- Анализ романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман “Пьяненькие”). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея […]...
- Евангельские мотивы в прозе Ф. М. Достоевского По роману “Преступление и наказание” По роману “Преступление и наказание” Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” – глубоко философский и психологический анализ жизни современной писателю России. Будучи глубоко религиозным человеком, Достоевский надеялся, что спасение России в религиозном смирении и добровольном принятии всеми учения и заповедей Иисуса Христа. Нарушение законов Господа – гибельный путь. Очень убедительно это показано в романе […]...
- Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на […]...
- “Их воскресила любовь” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Достоевский Ф. М. – один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной мере это относится и к героям романа “Преступление и наказание”. Книга эта – повествование о судьбах отверженных, но воскресших в конце концов людей. Судьба Сони открывается во всей своей трагической полноте […]...
- Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” – границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, […]...
- Теория Раскольникова (по роману Достоевского “Преступление и наказание”) Социально-философский роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, […]...
- ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА И ЕЕ КРУШЕНИЕ (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским еще в период его пребывания на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел рома- на трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Сам Достоев- ский в письме к издателю М. И. Каткову чет- ко перескажет сюжет будущего произведе- ния: “Молодой человек, исключенный из сту- дентов университета […]...
- Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Центральным героем романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над тем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения. Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные […]...
- Анализ эпизода отрывка сон Раскольникова на каторге по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В творчестве Достоевского роман “Преступление и наказание” по праву занимает особое место. Именно в этом произведении автор наиболее широко показал нищету и страдания бедных слоев населения, а также жестокость и бесчеловечность современной жизни. Роман возник на основе глубоких и неутешительных размышлений писателя по поводу важнейших проблем того времени. Прежде всего, Достоевского волновали нравственные последствия массового […]...
- УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ (по роману Ф. М, Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского – это “психо- логический отчет одного преступления”, ко- торое совершил бедный студент Родион Рас- кольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уго- ловном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его – преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу от- нюдь не во имя обогащения и даже […]...
- Образ Сони Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – […]...
- Помогите написать сочинение на тему: анализ эпизода: третий визит раскольникова к соне (преступление и наказание) Анализируемый эпизод является очень важным в романе ” Преступление и наказание“: именно в нем теория Раскольникова о “властьимущих” сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами. Из сцены встречи Родиона с девушкой мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня, и как Раскольников осознает несостоятельность своей теории. Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. […]...
- Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, ч. 6, гл. II) Возможно, еще на каторге, куда Достоевский был сослан в 1850 году как государственный преступник, у писателя зародилась мысль об “идейном преступлении”, разрешившем себе кровь по совести. Мучила Достоевского и мысль о “наполеонах”, присвоивших себе право на гибель миллионов людей. В 1866 г. был напечатан роман “Преступление и наказание” . Достоевский подчеркивал современность своего романа. “Действие […]...
- Анализ эпизода “Прощание Катерины с Тихоном” по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения. Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею […]...