«…Жестокая правда жива»
Тема войны в творчестве Александра Твардовского
В одном и том же первом послевоенном году, в одном и том же лучшем в ту пору журнале «Знамя» появились написанные двумя поэтами «смоленской школы» стихотворения о минувшей войне, которым суждено было стать шедеврами русской гуманистической лирики, — «Враги сожгли родную хату…» Михаила Исаковского и «Две строчки» Александра Твардовского. Судьба их сложилась по-разному.
Первое стало знаменитым сразу же после публикации. Окрик в руководящей партийной газете, вычеркнувшей
Второе было написано в жанре полувоспоминания-полуразмышления еще в 1943 году среди более соответствующих боевому духу той поры гневно-обличительных, торжественно-величальных и очерково-репортажных стихотворений. В разгар войны Твардовский не стал его печатать, следуя собственному мнению, высказанному в «Василии Теркине»:
И
Да не время вспоминать,
Где и кто лежит убитый,
И кому еще лежать.
При публикации оно так же скромно разместилось в середине подборки из двух десятков стихотворений Твардовского под общей шапкой «Стихи из записной книжки». И лишь спустя многие годы, за которые, кроме масштабных поэм «Василий Теркин» и » Дом у дороги», будут опубликованы программные стихотворения «Я убит подо Ржевом» (1946), «В тот день, когда окончилась война» (1948), а также «Перед войной, как будто в знак победы…» (1945), «Жестокая память» (1951), «Та кровь, что пролита недаром» (1957) и особенно пронзительно — короткое «Я знаю, никакой моей вины…» (1966), откроется связь между ними и тем маленьким стихотворением сорок третьего года. И высветится его отнюдь не рядовое значение как первого всплеска острогуманистического сознания, замешанного на жестком трагическом видении войны, что составляет, очевидно, основу лирического мироощущения Твардовского. И станет ясно, что «Две строчки» написаны, говоря словами Ю. Буртина, «на уровне «Теркина» и «Дома у дороги», на уровне нравственно-философских вершин русской литературы»
- Биография «Жестокая память» (Твардовский А. Т.) Творчество Твардовского первых послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал «жестокой памятью». Подвиг народа, простого солдата раскрывается с особым драматизмом и силой личностного сопереживания, ощущения себя на месте каждого из павших. «Стихи эти, — отмечал сам автор, — продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны […]...
- Анализ стихотворения Твардовского «Жестокая память» Великая Отечественная война оставила рубцы не только на теле, но и на душах советских солдат. Именно по этой причине даже спустя годы вспоминать от тех далеких событиях многим из них было очень тяжело. Через подобное прошел и поэт Александр Твардовский, творчество которого условно можно разделить на довоенный и послевоенный этапы. Этот рубеж прослеживается очень четко […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой «Люблю — но мука еще жива…» В 1923 году, будучи в эмиграции, Цветаева увлеклась Константином Болеславовичем Родзевичем. Познакомил их супруг Марины Ивановны — Сергей Яковлевич Эфрон. Роман поэтессы и близкого друга ее мужа длился недолго — всего несколько месяцев. В итоге Родзевич женился, предпочтя налаженный быт запретным отношениям. Есть версия, что именно от Константина Болеславовича Цветаева родила сына Георгия, которого близкие […]...
- Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром… «бывших людей»», — писал Горький. По […]...
- «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание») «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») I. Вступление Соня и Раскольников — герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно […]...
- Сочинение на тему «Пока жив язык, жива нация» Россия — великая держава, обладающая богатой историей и, как писал И. С. Тургенев «великим, могучим русским языком». Основой сохранения нации главным образом является ее язык. Русский язык — зеркало русской самобытности, отражение самой жизни народа, поэтому каждый уважающий себя россиянин обязан сохранять свой язык. «Сохранить язык» это вовсе не так трудно, как может показаться на […]...
- Проблема преступления и наказания: Правда Сони и правда Раскольникова Проблема преступления и наказания не случайно указана уже в названии романа, так как именно ее исследованию посвятил Ф. Достоевский свой рассказ. Впервые писатель рассказывает об истории преступления, подавая его со стороны преступника. Зачем? Чтобы вызвать сочувствие к убийце? Здесь все сложнее. Родион Раскольников не банальный грабитель, который решил убить и ограбить старую женщину, чтобы иметь […]...
- Правда Луки и правда Сатина по пьесе На дне (Горький А. М.) В социально-философской драме Горького «На дне» основной философской проблемой является понимание правды героями. Они рассматривают свою правду с разных позиций. Особенно выделяются здесь мировоззрения Сатина и Луки, которые имеют различия и взаимодействуют между собой в развитии действия пьесы. Лука с первого момента появления в ночлежке начинает говорить людям о своих взглядах. Его отношение к людям […]...
- Страшная правда войны в романе «Живые и мертвые» Как бы много за плечами не осталось, а впереди была целая война. К. Симонов В годы Великой Отечественной войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения: «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие — призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашизмом. Уже после войны был опубликован […]...
- Страшная правда войны в романе К. Симонова «Живые и мертвые» В годы Великой Отечественной войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения: «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие — призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашизмом. Уже после войны был опубликован его роман «Живые и мертвые», рассказывающий горькую правду о самом тяжелом периоде войны — […]...
- Горькая правда войны Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться для разрушения? Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Люди рождаются в любви и для любви, а война противна человеческому разуму как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. Но тут нельзя не сказать […]...
- Правда Константина Воробьева Материалы к уроку Необходимость дать нашим читателям своевременные консультации по темам выпускного Сочинения вынудила нас перенести в другие номера материалы, связанные с празднованием 60-летия Великой Победы. Но мы по-своему отмечаем всенародный праздник и в этом номере: даем большую статью, которую рекомендуем использовать как полноценную консультацию к темам 340, 341, 371, 381. Судьба Константин Дмитриевич Воробьев […]...
- Правда Евгения и правда Петра Последняя поэма Пушкина, одно из его самых совершенных поэтических произведений, — итог размышлений поэта о личности Петра 1, о русской истории и государстве и месте в нем человека. Вот почему в этом произведении так органично сочетается повествование о судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения — Евгения, и историко-философские размышления о личности и деятельности […]...
- «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине» (тема Родины в поэзии С. Есенина) Сергей Александрович Есенин — величайший поэт начала XX в. Человек, в своих стихах восхваляющий родину, людей, природу. Его стихи, насыщенные любвеобильностью, достаточно полно характеризуют Россию: О Русь — малиновые поля И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Есенин старался выразить в стихах черты своего характера, показать, насколько он […]...
- Сочинение на тему: Правда о войне — ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА ДУХА ЕЩЕ ОДНА ПОБЕДА ДУХА (СОЧИНЕНИЕ-ПАМФЛЕТ НА ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ТЕМУ) Смелую попытку обозначить истинное значение Великой Отечественной войны в истории великой страны от Буга до Курил, оценить величие народного подвига едва ли не первым сделал поэт Алексей Сурков. Еще в 1942 году с высокой трибуны он сказал: «Война в нашей поэзии выглядела как парад на Красной площади… […]...
- «В Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы» Критерии правды и добра, любви к ближнему, красоты человеческих душ всегда волновали Л. Н. Толстого. Его герои могут заблуждаться и раскаиваться, идти сложным путем осознания собственных ошибок, но сознание своей нравственной правоты — это то, к чему обычно приходят лучшие из них, поднимающиеся до подлинных высот человеческого духа. Такие герои не всегда поняты и приняты […]...
- Суровая правда жизни в произведениях А. И. Солженицына …Первым осмелился сказать правду о сталинизме…первый призвал и себя, и нас не лгать. «Литературная газета». 1989, 7 июня Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской «оттепели», вспыхнуло, напугав поборников «безгласности» времен «застоя», и исчезло на долгие годы, преданное хуле и […]...
- Суровая правда войны (по стихотворениям А. Ахматовой и К. Симонова) Война искалечила судьбы многих людей, принесла разруху, горе, смерть. Но ответной волной в народных сердцах поднялась бесконечная любовь к Родине, дух самоотверженности и героизма, неукротимого стремления победить: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Души поэтов и в мирное время […]...
- Трудная правда о войне (В. Быков «Знак беды») Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации, и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности — тема […]...
- Правда жизни русской армии в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого Толстой родом из дворянской семьи и относился к высшему обществу Петербурга, но это высшее общество он не любил из-за его постоянного обмана и ненастоящих чувств. Толстому ближе был про стой народ. И Толстой решил в своих рассказах показать всю правду войны. Рассказать, где, кто и как воевал. В высших кругах общества царило всеобщее восхищение войной, […]...
- «МОЯ ЛИРИКА ЖИВА ОДНОЙ БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ, ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ» (по поэзии С. Есенина) «МОЯ ЛИРИКА ЖИВА ОДНОЙ БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ, ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ» (по поэзии С. Есенина) Все стихи С. Есенина, от певучих и нежных стихов о стране «березового ситца» до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, […]...
- Сочинение на тему: Советский человек — миф и ПРАВДА (СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ) Когда мы произносим «советский человек», то подразумеваем под этим «русский человек». Но как только вместо определения «русский» ставишь другое — скажем, «немецкий», «итальянский» или «американский», то словосочетание как будто теряет всякий смысл. «Французский человек» — не звучит. Впрочем, не звучат и такие словосочетания, как «украинский человек», «таджикский человек», «казахский человек» или […]...
- Правда войны в произведениях Ю. Бондарева Тема войны неиссякаема. Появляются все новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернуться к огненным событиям более чем пятидесятилетней давности и увидеть в героях Великой Отечественной то, что мы еще недостаточно поняли и оценили. На рубеже пятидесятых-шестидесятых годов появилась целая плеяда хорошо известных сегодня читателям имен: В. Богомолов, А. Ананьев, В. Быков, А. […]...
- Правда, о войне в очерке Толстого «Севастополь в мае» Именно в то самое время, когда Толстой получил это письмо Некрасова, он работал над своим вторым очерком о Севастополе. 4 июля 1855 г. он делает последние исправления в рукописи и спустя неделю, 11 июля, отправляет очерк, названный им «Севастополь в мае», и редакцию «Современника». В «Севастополе в мае» в своем стремлении показать правду Толстой пошел […]...
- Вопросы и ответы к былине А. К. Толстого «Правда» С чем сопоставляет поэт правду в первой строфе стихотворения, напоминающей былинный зачин? Какой показалась правда семерым братьям, увидевшим ее «со семи сторон»? Как соотносятся рассказы братьев о правде с ее описанием в начале стихотворения? Почему каждый из братьев «рассказывал правду по-своему»? Поэт сопоставляет правду с высокими горами, широкими степями, синими морями, людными городами, дремучими лесами. […]...
- Правда о войне в произведениях современных писателей (по повести К. Воробьева «Это мы, господи!») Большинство произведений о войне посвящены боям, изображению военных будней, огневому фронту. Но есть и другая сторона войны, которую мы почти не знаем, так как не придавали ей должного значения, — это борьба с фашистами в плену. Мы никогда не узнаем всю правду, обделяя вниманием фашистские концлагеря и тюрьмы. Завесу над такой войной, войной с пленными, […]...
- Сонина правда в романе Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины шестидесятых годов 19 века. Это время, когда Россия находилась в состоянии социального и экономического кризиса. По словам Салтыкова-Щедрина, «старые идеалы сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Достоевский стал одним из первых, кто воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир […]...
- Правда жизни в рассказе А. П. Чехова «На подводе» Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа, емко и образно он может поведать о жизни, раскрыть парадоксы, составляющие основную ее суть! Рассказ «На подводе» написан в 1897 году уже маститым художником, со сложившейся авторской позицией и манерой повествования. Бесконечно тянется грязная и «отвратительная дорога», такая же скучная и бесконечная, как жизнь учительницы Марьи Васильевны. Она […]...
- Трудная правда о войне («Сотников», «Знак беды») Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных в литературе XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, это и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны именно таковыми и являются!). Кроме того, из советской литературы надолго было изгнано […]...
- Илья Муромец. Что правда, а что вымысел? < p>Былинный герой Илья Муромец. Инвалид от рождения, который тридцать три года пролежал на печке. После чудесного исцеления богатырь победил самого Словья Разбойника, а остаток жизни служил Киевскому князю Владимиру. Так изложено в былинах, а как было на самом деле? История жизни русского богатыря Ильи, который родом был вовсе не из Мурома. Причины инвалидности и […]...
- Страшная правда о России ХХ века (А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ») Имя А. И. Солженицына у многих из нас ассоциируется с названием произведения, открывшего правду о событиях, которые имели место в нашем государстве во время правления великого тирана, увековечившего себя и дела свои в шестидесяти шести миллионах убитых и замученных (именно такую цифру называет Солженицын) и навсегда оставшегося самой загадочной и […]...
- Классный час в 5 классе «Правда, об алкоголе» Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 6 Г. Наро-фоминск Классный час В 5 классе «Правда, об алкоголе» Подготовила Классный руководитель Волынцева Е. Е. 2015-2012 Классный час «Правда, об алкоголе». Цель : Целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к алкоголю. (слайд № 7) Задание: Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни; […]...
- Вся правда о ГОТАХ!) Как узнать, что ваш ребенок ГОТ. Было напечатано в американском журнале. Это не стеб, ОНИ серьезно так думают. 1) Носит черную одежду. 2) Делает пирсинг или татуировки. 3) Носит пентаграмму или анк (символ древних египтян, используемый ими в сатанинских ритуалах) (древние египятне были сатанистами?!). 4) Носит рок-футболки. 5) Слушает ГОТИЧЕСКИЕ группы, такие как Мэрлин Мэнсон, […]...
- Правда и ложь в драме Горького «На дне» Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году, в преддверии революционных событий. В этом произведении отразилась вся неприглядная правда жизни людей, опустившихся на самое «дно». Именно среди ночлежников, людей опустившихся, потерявших надежду, зарождается спор о жестокой правде и утешительной лжи. По ходу пьесы мы начинаем понимать, что с виду опустившиеся люди на самом деле […]...
- Правда жизни в романе В. Шукшина «Калина красная» Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности. Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать «по разделам», и вот, читая его книги, мы видим автора на экране, […]...
- «Я знаю, никакой моей вины» А. Т. Твардовский. Стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» Небольшое (всего шесть строк) стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…», написанное в 1966 году, — один из шедевров Твардовского. Оно посвящено одной из центральных тем творчества поэта — теме войны и памяти тех, кому не суждено было вернуться домой. В первых двух строках лирический герой снижает […]...
- Правда — бог свободного человека Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился «рабом вещей», падала ценность личности. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные. В пьесе «На дне» Горький показывает уже совершенно другой тип людей — людей дна, сломленных жизнью, обреченных на […]...
- Нужна ли нам, современникам, правда о войне? Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору. А. Т. Твардовский Великая Отечественная война.. Немецкому мыслителю, драматургу и критику Готхольду Эфраиму Лессингу принадлежат слова: «не может быть великим то, что не правдиво». Вот почему спустя десятилетия мы узнаем страшные факты о той великой войне, негуманные, жестокие, леденящие кровь. Горькой правдой о Великой Отечественной […]...
- Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Однозначного ответа на этот вопрос не возможно дать. Ведь для каждого есть своя правда. И очень сложно разобрать в пьесе что есть правда, а что есть ложь. Ведь правда есть — истинное, правильное, единое, рушащие, что-то тяжелое, в особенности в сложившейся ситуации. Сострадание — это туман, что-то далекое, не понятное, как сожаление, соболезнование, иллюзия, сопереживание. […]...
- Анализ стихотворения «Урожай» Твардовский «Урожай». Лирическое произведение относится к ранней лирике Твардовского. В стихотворении выразилась любовь к родному краю, к землякам, к простому крестьянскому труду: Под овсяный говор нивы Жарким потом обольюсь. Я вдвойне тогда счастливый, Если вволю потружусь. Лирический герой счастлив от сознания своей принадлежности труженикам, поэтому «новый урожай» вызывает в его душе следующие чувства: На душе простор-веселье, […]...