Биография “Жестокая память” (Твардовский А. Т.)

Творчество Твардовского первых послевоенных лет пронизано тем особым чувством, состоянием души, которое поэт в одном из стихотворений назвал “жестокой памятью”. Подвиг народа, простого солдата раскрывается с особым драматизмом и силой личностного сопереживания, ощущения себя на месте каждого из павших.

“Стихи эти, – отмечал сам автор, – продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность

забвенья, неизбывное чувство как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство”.

Эти слова сказаны Твардовским по поводу стихотворения “Я убит подо Ржевом” (1945-1946), написанного от первого лица.

Условная форма – монолог павшего воина – избрана поэтом не случайно: “Форма первого лица в “Я убит подо Ржевом” показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших “ради жизни на земле””.

Горький и жестокий мотив воспоминания о полегших на поле брани разрешается

обновленным чувством безграничной любви к жизни, за которую погиб солдат (“Завещаю в той жизни // Вам счастливыми быть…”). Эти мотивы развиваются далее в стихотворениях “В тот день, когда окончилась война” (1948), “Сыну погибшего воина” (1949-1951), в трагическом и жизнеутверждающем цикле “Их памяти” (1949-1951).

Новый этап в развитии страны и литературы (1950-60-е годы) ознаменовался в творчестве Твардовского достижениями в сфере лирического эпоса – созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи “За далью – даль”, сатирической поэмы-сказки “Теркин на том свете” и лирико-трагедийной поэмы-цикла “По праву памяти”. Каждое из этих произведений по-своему стало новым словом о судьбах времени, страны, народа, человека.

Параллельно с этой поэмой Твардовский работает над сатирическим произведением “Теркин на том свете” (1954-1963), изобразившим “косность, бюрократизм, формализм” нашей жизни. По словам автора, “поэма “Теркин на том свете” не является продолжением “Василия Теркина”, а лишь обращается к образу героя “Книги про бойца” для решения особых задач сатирико-публицистического жанра”.

Сам Твардовский вел непримиримую борьбу с наиболее мрачным, мертвящим наследием сталинщины, с духом слепого подчинения, косности и доведенного до абсурда бюрократизма. И делал это с позиций утверждения жизни, правды, человечности, высокого нравственного идеала. В сочетании фантастического сюжета и реалистически – бытовых деталей в изображении “загробного мира” реализовался творческий принцип автора: “С доброй выдумкою рядом // Правда в целости жива…”

Однако судьба этой глубоко правдивой и остросатирической поэмы складывалась далеко не просто. Будучи в основном написанной в начале 1954 года, она была опубликована только в 1963, да и то лишь потому, что была одобрена самим генеральным секретарем Н. С. Хрущевым. Но уже очень скоро стали появляться критические статьи, в которых подвергались сомнению и поэма, и поставленный на ее основе спектакль Московского театра сатиры.

Впоследствии поэма надолго “канула в небытие” и вплоть до 1980-х годов даже не включалась в Собрание сочинений поэта.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография “Жестокая память” (Твардовский А. Т.)