Правда – бог свободного человека

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился “рабом вещей”, падала ценность личности.
В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои – вымышленные.
В пьесе “На дне” Горький показывает уже совершенно другой тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса “На дне” – это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки.

Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке.

Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.
Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы “На дне”. Первое, что бросается в глаза, – это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений (“Дура ты, На-стька…”). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном.

Даже Клещ

не может сказать ласкового слова умирающей жене (“Заныла”). Считается, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу.

Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны – правда их будничной повседневной жизни, правда “дна”, и с другой – правда, которую они хотели бы видеть. Это правда “вымышленная”.

И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
Квашня. Чтобы я, – говорю, – свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет! Да будь он хоть принц американский, – не подумаю замуж за него идти. Клещ.

Врешь! Квашня. Чего-о?
Клещ. Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой…
Квашня. Козел ты рыжий! Туда же – врешь! Да как ты сме-‘ ешь говорить мне такое дерзкое слово? ‘
Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь…

Квашня. Конечно! Если бы… как же!

Ты вон заездил жену-то до полусмерти…
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело… Квашня.

А-а! Не терпишь правды!
Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки.

Клещ обнажает правду реальную.
Клещ. “Какая – правда! Где – правда? Вот – правда!

Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда!

Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай!

Чем я виноват?.. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она правда!.. Говорите тут – правда!

Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял?

Пойми! Будь она проклята!”
Конфликт правд – это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку.

Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука.

Для него правда человека та, в которую он верит.
Лука. “Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я – знаю… Я – верю!

Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она! Была!” Суть философии Луки заключается в том, что вера может заме-ieть реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны.

И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.
Есть такое высказывание Горького: “Правда – бог свободного человека”. Но если говорить о героях пьесы “На дне”, то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободны, хотя они
и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и др. – герой свободный. Но персонажи пьесы “На дне” не хотят свободы.

Им нс нужна эта правда “свободного человека”.
Многие считали, что пьеса “На дне” – это “буревестник революции”. В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком мире больше нельзя жить. Герои “На дне” не могут этого сделать. Например, Актер.

Он вроде старается вырваться из этого мира. Но все равно не способен бороться, а значит – не может жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать.

В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Правда – бог свободного человека