Жанровая и стилевая своеобразность романа О. Уайльда “Портрет Дориана Грея”

Философско-эстетичные и моральные проблемы произведения. Черты интеллектуального романа

Помочь ученикам осознать жанровую и стилевую своеобразность произведения, его проблематику; развивать навыки определять черты жанра, стиля, проблематику произведения, умение выделять ключевые эпизоды; воспитывать любовь к литературе, эстетичные вкусы. Портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Здесь соединилось все: красота и уродливость жизни, истина и вранье, иллюзия и правда, а текст насыщен

яркими парадоксами, которые передают изысканно-химерический ход мыслей эстета и гедониста.

Н. Соловьева.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. “Здесь соединилось все: красота и уродливость жизни, истина и вранье, иллюзия и правда, а текст насыщен яркими парадоксами, которые передают изысканно-химерический ход мыслей эстета и гедониста”,- пишет о романе О. Уайльда литературовед Н. Соловьева (обращение к эпиграфу урока). Какое впечатление произвел роман на вас, какие проблемы вы в нем увидели – поговорим сегодня на уроке.

III. Объявление

темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

– Опишите (устно) свои впечатления от прочитанного романа “Портрет Дориана Грея” О. Уайльда.

– Какие эпизоды вас поразили больше всего? Почему?

2. Составление “сюжетной цепочки” произведения.

Ожидаемые ответы.

Художник Безил Холлуорд пишет портрет юного красавца Дориана Грея – под влиянием слов лорда Генри желание Дориана, чтобы старел его портрет, а не он сам, и готовность за это отдать “все” – осуществление желания Грея – жизнь в наслаждении – самоубийство Сибилы Вейн – отображение изменений на портрете – убийство Безила Холлорда – путь наслаждения, разврата и деградации, влияние на других людей Дориана – самоубийство Алана Кембела – уничтожение портрета и смерть Дориана Грея.

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Словарная работа.

Учитель. Мы будем иметь дело с многими понятиями, значение которых и выясним по словарям.

Эстетизм – 1) сборное название литературно-художественных течений, которые в своих манифестах и произведениях выдвигают на первое место эстетичные программы и эстетичные особенности искусства (“парнасцы”, символисты, “неоклассики” и др.); 2) философская теория, которая отстаивает приоритет искусства, его художественную автономность, вечную красоту и силу.

Эстет – человек, который обращает особое внимание на эстетичные явления, строит жизнь по принципам прекрасного.

Гедонизм (в переводе с греческой – наслаждение) – философско-этическое учение, по которому наслаждение является наивысшим благом, смыслом жизни.

Гедонист – человек, который живет, стараясь получить как можно больше наслаждения от жизни.

Парадокс – соображение, которое резко отличается от традиционного, общепринятого, а иногда и противоречит здравому смыслу; иногда – разновидность остроты.

Денди – представитель высшего мира с утонченными манерами, изысканной одеждой, который обладает знаниями из искусства и других областей, популярных в светском обществе.

2. Выступление учеников с сообщениями о возникновении замысла романа “Портрет Дориана Грея”; история написания романа.

3. Слово учителя.

Важной художественной особенностью произведения О. Уайльда является тесная связь истории Дориана Грея с известнейшими шедеврами мировой литературы. Так, известный мотив таинственной зависимости судьбы человека от его портрета или другой вещи, которая дает ему мистическую власть над миром и, в свою очередь, делает своим рабом (О. де Бальзак ” Шагреневая кожа” и др.); мотив двойного существования героя, который имеет одно – моральное – лицо для людей и совсем другое – отвратительное – для себя (проза Э. Т. А. Гофмана, Г. К. Андерсена и др.); мотив “учитель” (точнее “лжеучитель”) – ученик (произведения Аристофана, Бальзака и др.).

Именно поэтому “Портрет Дориана Грея” нередко называют “литературным романом”.

Но писатель идет к созданию особого типа прозы – “интеллектуального романа”. Его признаками является сосредоточенность персонажей на решении религиозных, философских, эстетичных проблем, а также “цитирование”, что состоит в мировом заимствовании художниками разнообразных элементов текстов других авторов, тем не менее, в отличие от обычного цитирования, они делают в них изменения, необходимые для реализации собственной художественной задачи. Это переосмысление “чужих текстов” напоминает игру. “Интеллектуальный роман” О. Уайльда весь пронизан сложной морально-этической проблематикой, а также вопросами, которые касаются культуры в широчайшем понимании этого слова: кроме литературы, здесь речь идет о музыке (Шуберт, Вагнер), живописи, ювелирном искусстве, истории костюма, садоводстве и др.

О. Уайльд является новатором и в этом: он объединяет “интеллектуальный роман” с элементами массовой литературы (детективом, “сенсационным романом”, фантастикой).

Своеобразным является и стиль романа О. Уайльда “Портрет Дориана Грея”. Прежде всего, это замечательный язык с безупречным синтаксисом и эквилибристикой слов. В произведении много описаний замечательных вещей, экзотика ценностей, блестящая языковая игра.

Произведение поглощает читателя фейерверком мыслей, красотой афоризмов, резкими контрастами.

4. Интерактивное упражнение “Мозговой штурм”.

– Определите проблематику романа О. Уайльда “Портрет Дориана Грея”.

Ожидаемые ответы

– Соотношение наслаждения и морали (этики и эстетики).

– Роль и влияние красоты в жизни.

– Роль искусства.

– Добропорядочность и грех.

– Добро и зло.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Аналитическое комментирование

Учитель. Прокомментируйте высказывание О. Уайльда и выскажите свою мысль о том, как оно соотносится с романом “Портрет Дориана Грея”: “…Искусство – не игрушка и не прихоть, а непременная предпосылка человеческой жизни… Это наглядное воспитание морали. Научиться любить природу проще с помощью Искусства.

Оно делает лучше каждый полевой цветок. И мальчуган, который видит, какой удивительно прекрасной есть птичка, иссеченная из дерева или нарисованная на полотне, возможно, не швырнет… камень в живую птицу. Нам необходимая духовность в повседневной жизни…”.

VII. Домашняя задача.

Знать содержание произведения, характеризовать его проблематику, жанровые и стилевые особенности.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение: Больше всего в романе меня поразило…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жанровая и стилевая своеобразность романа О. Уайльда “Портрет Дориана Грея”