Конфликт красоты и морали в романе Вайльда “Портрет Дориана Грея”

Роман “Портрет Дориана Грея” называют характерным произведением декаденткой прозы. И ни в чем декадентский характер мировоззрения самого автора не сказался так ярко, как в возражении нравственности искусства. Сама идея того, что красота и мораль не имеют ничего общего, является подпочвам характера Дориана Грея.

Кто же впервые провозглашает эту идею, соблазняя ум э Дориана Грея. Лорд Генри Воттон – своеобразный демон-соблазнитель, язык которого преисполнен блестящих парадоксов. Язык этого эстета коварен, он не глуп, и мнимой простотой

и изысканностью “простых” истин сковывает человека, делает невозможной наслаждение.

Так вот, твердит лорд Воттон, если на пути к наслаждению возникает преграда, то ее просто следует отвергнуть.

Друг Дориана и автор его портрета художник Холлуорд старается нейтрализовать губительное влияние светского ловеласа, говорит, что лорд Генри лишь притворяется и он циник, поскольку стыдится своей целостности. По его словам, лорд Генри никогда не говорит ничего морального, и не делает ничего аморального. Однако страшное семя уже упало на грунт эгоизма Дориана Грея.

Красота и наслаждение становятся

девизом жизни героя. А воплощением совести молодой человека стал портрет, написанный другом. С помощью портрета Дориан становится зрителем и судьей своей жизни.

Именно его совесть будто живет отдельно от человека. Увлекшись притворной Кино, парадоксами, необычностью мысли, которая, однако, хорошо согласовывала с его стремлением к наслаждению для себя, Дориан Грей научился переступать через мораль, через судьбы и жизнь близких людей, так как у него не было больше душевного стержня, ведь это и есть совесть.

Красота внешняя, молодость становятся для героя нормой, а на портрете обозначаются отвратительные поступки человека с обезображенной моралью. Что несет этот портрет? Красоту? Нет, он таит страшную истину: Дориан всю жизнь стремился к красоте и к наслаждениям, но стал чудовищем не только на портрете.

Это ужасная расплата за пренебрежение моралью. Именно поэтому и не может герой смотреть на себя на настоящего. Стараясь убить мораль и совесть, он убил себя.

И это символический конец. Это ответ на вопрос, возможная ли красота без морали. “Нет”, – отвечает сам автор, возражая не только герою, но и декаданским принципам.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конфликт красоты и морали в романе Вайльда “Портрет Дориана Грея”