Языческое и православное в культуре семейных чувств шолоховских героинь
На материале «Тихого Дона»
Художественные творения М. А. Шолохова сродни магическому кристаллу: в новых временных условиях и связях их персонажи вдруг заявляют о себе с ранее скрытой стороны. В современных исследованиях не только во многом по-новому оценивается исходная проблемность его произведений, но и активно разрабатываются прежде не предусматривавшиеся подходы. К числу запретных (гласно или негласно) относилась, например, тема глубокой религиозной укорененности романа-эпопеи «Тихий Дон». Прекрасное знание автором православной
Не всегда эти религиозные символы и мотивы вынесены на поверхность, иные — не надо лукавить — деэстетизируются под «прицельной» критикой воинствующих атеистов. Но они присутствуют, они пронизывают все смысловое поле романа. В том числе и культуру семейных чувств шолоховских героинь — донских казачек.
Каждый народ, нация, этнос имеют свою
Важнейшим показателем качества духовной культуры (не только сообщества в целом, но и отдельного человека) является, по общему признанию, эмоционально-чувственная сторона отношений между мужчиной и женщиной. Причем «напряженная диалектическая взаимосвязь» чувственного и духовного в культуре, как отмечал еще немецкий философ Гегель, наилучшим образом выражается через женские характеры, их любовные переживания и поступки, что часто используется авторами художественных творений для развязки или обострения различных коллизий в межчеловеческих отношениях. Именно в женской любви, писал этот «сухой рационалист», наиболее адекватно проявляет себя духовно-нравственная красота или безобразие человека в форме чувств: «Женщины концентрируют и углубляют всю свою жизнь в этом чувстве, находя в нем опору своего существования. И если на них, на их любовь обрушивается несчастье, то они тают, как свеча, гаснущая от первого грубого дуновения»
- Литература. О культуре бытия и культуре его изображения Что такое культура бытия и культура его изображения? Каковы они в настоящее время? Вот проблема, под которой размышляет Сергей Залыгин, известный российский писатель. Автор, рассуждая о культуре вообще, заостряет свое внимание на том, что культура состоит из двух частей, границы между которыми существуют условно. Он с озабоченностью говорит, что».культура нашего бытия несравненно уступает культуре его […]...
- Романс на семейных вечерах Как правило, семейные вечера проходят с различным настроением и различным эмоциональным накалом. В моменты мягкого, лирического состояния более прочих были бы предпочтительны романсы на стихи А. А. Фета. В моменты эмоционального подъема, связанного с драматическими переживаниями более подходящими были бы романсы вроде «А напоследок я скажу…», шансон «Ваше благородие госпожа разлука…» или вообще не романсы, […]...
- Классный час о семейных ценностях, 2 класс Классный час во 2 классе на тему: Дом, в котором я живу Классный руководитель: Шибанова Ольга Петровна, МБОУ «Пригородная средняя общеобразовательная школа», п. Новый Свет, Гатчинский район, Ленинградская область. Класс: 2 Цель. Подвести детей к пониманию того, что семья строится на любви и уважении друг к другу; обобщить знания о семейных ценностях; обозначить роль семьи […]...
- О пошлости в романе «Воспитание чувств» Г. Флобера «Удивительно, как мне претит описывать современных буржуа!» — жаловался писатель в одном из своих писем. А в декабре 1866 г. он написал следующее: «Меня приводит в отчаяние убеждение, что я делаю вещь бесполезную, …противоречащую целям Искусства…» Речь шла о романе «Воспитание чувств», над которым Флобер в то время работал с привычным упорством и с крайним […]...
- Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене? Роман «Айвенго» (1820) занимает особое место в творческой биографии В. Скотта. К этому времени романист написал несколько шотландских романов и решил обратиться к английскому и европейскому материалу. «Айвенго» также открывает цикл романов о средневековье и о крестовых походах («Талисман», «Граф Роберт Парижский», «Квентин Дорвард»).»Айвенго» был создан в течение трех месяцев, хотя в отличие от предшествующих […]...
- Органы чувств. Регуляция деятельности организма Вопрос 1. Каково значение органов чувств для животного? Наличие органов чувств позволяет животному организму получать различную информацию из окружающей среды, реагировать на нее, определять характер собственных действий в данной ситуации. Вопрос 2. Докажите, что без органов чувств животное не выживет. Без органов чувств животное не сможет получать информацию об окружающей его среде, состоянии своего организма, […]...
- Об обучении культуре радости Нужно учиться культуре радости — вот нравственная проблема, над которой размышляет В. Н. Никляев. Автор считает, что в настоящее время люди не умеют замечать радости жизни. Все вокруг стесняются своих чувств, боятся проявить радость. Люди видят только плохие стороны жизни: грусть, печаль, разочарование. И это вызывает у В. Н. Никляева озабоченность. По мнению автора, чтобы […]...
- Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика героинь пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? А. Н. Островский Александр Николаевич Островский в своих пьесах создал галерею незабываемых русских характеров, целый репертуар русского театра. Трепетными, романтичными и такими разными представляются образы Катерины из «Грозы» и Ларисы Огудало-вой из «Бесприданницы». В разное время написаны эти две драмы, может быть, поэтому так различаются героини […]...
- Аксинья одна из замечательных героинь романа «Тихий Дон» Правдивость и прямоты были в ее характере. Вот например, сидят за одним столом Григорий и Степан. Когда Аксинья увидела их вместе, в глазах ее «плеснулся ужас». Муж с ненавистью и тоской предлагает ей выпить за долгую разлуку. Он хорошо знал, ради кого пришел к ним этот человек. Аксинья Отказывается: «- Ты же знаешь… — Я […]...
- Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова «Обломов» Сопоставительная характеристика главных героинь романа И. А. Гончарова «Обломов» В центре романа И. А. Гончарова «Обломов» находится фигура Ильи Ильича Обломова — помещика «лет тридцати двух-трех от роду». В произведении описывается его жизненная история, его судьба, раскрывающая не только индивидуальность героя, но и дающая портрет поколения Обломова, эпохи, в которую ему выпало жить. Большую, в […]...
- Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых? По пьесе А. Н. Островского Гроза Семейство Кабановых — это маленькое «темное царство», в котором господствуют самодурство и диктаторство, безволие и страх, жестокость и унижение человеческого достоинства. В этом доме нет ни любви, ни взаимопонимания… Глава дома Кабановых — Марфа Игнатьевна, властная купчиха, деспот и самодур, который не упускает возможности упрекнуть и унизить своих домочадцев. Ее сын Тихон, человек безвольный и […]...
- Сочинение на тему: «Мое отношение к физической культуре» Сочинение на тему «Мое отношение к физической культуре» Мое отношение к физической культуре Изменился мир за последние 20 лет, изменились взгляды. И дети наши больше у мониторов компьютера, не отстают от них и взрослые. И им практически некогда заниматься детьми. Физическая культура потеряла свою массовость среди населения. И сегодня этот вопрос более чем актуален. Ведь […]...
- Традиционное и нетрадиционное в русской культуре XVI века В XVI в. древнерусская культура претерпела целый ряд принципиальных изменений, которые отразились во всех ее составляющих частях и функциональных сферах, в ее строении как ценностно-смыслового единства. Эти изменения, естественно, коснулись и литературы (как неотъемлемой и важной составляющей культуры Древней Руси), впрочем, сохранявшей, как и в предыдущие века, синкретический характер и не отделявшей себя от своего […]...
- Противоборство разума и чувств Выбранная тема сочинения «Противоборство разума чувств» не могла не заинтересовать меня, так как именно она была актуальна и остается такой по сей день. Совершая поступки, продиктованные чувствами, в нашей памяти остаются те самые любимые, сокровенные моменты жизни. Мы готовы обменять секунды блаженства с дорогими нам людьми на тяготы последствий. Все же, я думаю, в этой […]...
- Сравнительная характеристика героинь Катерины и Варвары по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Драма «Гроза», созданная Александром Николаевичем Островским, — наиболее значительное и основательное произведение, ставшее итогом первой половины творчества автора. В драме Островский прибег к своей любимой тематике, изобразив семейно-бытовой конфликт с точки зрения внутреннего драматического развития, дав ему решительную развязку и, таким образом, он впервые вышел за границы комедийного жанра. В своем произведении автор изобразил более […]...
- Похожа ли Маргарита на героинь предшествующей литературы или это новый тип героини? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) При чтении «Мастера и Маргариты» далеко не сразу понятно название романа. Этих героев М. А. Булгаков вводит в сюжет лишь ближе к середине повествования. Образ Маргариты сначала представляется из рассказа самого Мастера о возлюбленной. До встречи с ним она чувствовала себя невероятно одинокой, несмотря на внешнюю устроенность жизни. В один из дней Маргарита шла по […]...
- Постмодернизм в культуре Запада и Востока Типы культурного сознания ХХ века — модернизм и постмодернизм — возникают в ситуации мировоззренческого кризиса, когда сомнению подвергается позитивистская философия, с присущим ей культом разума. Но культура второй половины ХХ века обладает таким качеством, как постмодернистская чувствительность, которая представляет собой «специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, «мира децентрированного», представляющегося сознанию […]...
- Человек и человечество в древнегреческой культуре Понятие личности входит в культуру любого народа лишь на определенном этапе развития. В первобытном обществе (по крайней мере на ранних стадиях его развития) человек вообще не осознавал или почти не осознавал своего «Я». Он был слит со своей общностью (стадом ли, племенем ли), он растворялся в ней без остатка — и даже не думал об […]...
- Сочинение на тему: ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СОНЕТАХ ШЕКСПИРА Творчество Вильяма Шекспира составляет целую эпоху в развитии всей мировой литературы. Переосмыслив и углубив все то, что воспринял от своих предшественников, поэт и драматург нашел для современных ему чувств, мыслей и проблем настолько глубокое выражение, что его произведения пережили автора и до сих пор не утратили своей художественной и идейной жизненной ценности. Наследие великого писателя […]...
- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 5 КЛАССЕ «Т. Б. Низкий старт. Эстафета» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЮБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛЮБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№2» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 5 КЛАССЕ «Т. Б. Низкий старт. Эстафета» ПОДГОТОВИЛА Учитель физической культуры Кононова Надежда Викторовна Любино 2014 Технологическая Карта урока. Тема «Т. Б. Низкий старт. Эстафета» Результаты деятельности: 2.1 . Личностные (ЛР ): Стремление к получению новых […]...
- Поэзия Пушкина — «союз волшебных звуков, чувств и дум» Пушкин А. С Поэзия Пушкина — «союз волшебных звуков, чувств и дум» … Чувства добрые я лирой пробуждал… А. С. Пушкин «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук напоминает собой многие дни нашей жизни». Удивительно верные слова нашел. А. Блок для выражения сущности творчества Пушкина, его солнечной жизнеутверждающей поэзии. Еще с детских лет […]...
- Фредерик Моро герой романа Г. Флобера «Воспитание чувств» «Жизнь должна быть непрерывным воспитанием. Всему нужно учиться — учиться говорить так же, как учиться умирать», — писал Флобер. Воспитанию, а точнее, жизни, формирующей опыт, посвящен этот роман. Молодой провинциал Фредерик Моро приезжает в Париж; он длинноволос, романтичен, декламирует меланхолические стихи и сетует, что счастье, которого заслуживает его возвышенная душа, так запаздывает. Его друг советует […]...
- Пушкин в культуре и литературе Пушкин — то уникальное явление в истории Человечества, которое не прекращает волновать умы людские и после смерти поэта. Трепетно созерцаем мы автопортреты, оставленные писателем — их 91. Очевидно: поэт обладал чувством юмора и не стеснялся преувеличить внешние недостатки своего облика. Пронзительно вглядываемся мы в портреты Пушкина, написанные кистью живописцев: Ж. Вивьеном, В. Тропининым, О. Кипренским, […]...
- Христианская составляющая в культуре раннего Средневековья В культуре раннего Средневековья христианское вероучение представлено двумя видами текстов: Священным Писанием и произведениями отцов церкви. В состав Святого Писания входят два конфессионально различных, но генетически связанных друг с другом комплекса книг — Ветхий Завет и Новый Завет. «Завет» — это союз, в данном случае союз Бога с некой избранной частью человечества, но смысл этого […]...
- О культуре общения План 1. Роль общения в жизни людей. 2. Общение человека с другими людьми: А) цени свое и чужое время; Б) умей выслушать другого. 3. Будь внимательным собеседником! Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. А. Сент-Экзюпери Без общения человек не может жить. Да, иногда хочется побыть в одиночестве, иногда надоедает большое количество людей. Но […]...
- Конспект урока окружающего мира «Путешествие в страну чувств» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 132 «Детский сад присмотра и оздоровления» Кемеровская область г. Кемерово Конспект урока окружающего мира «Путешествие в страну чувств» Подготовила Педагог-психолог Аксенова Марина Леонтьевна Г. Кемерово Цель: закреплять знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, злость, испуг и удивление. Учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об […]...
- МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ОЛЕСЯ» МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ОЛЕСЯ» Произведения А. И. Куприна отмечены глубоким проникновением в законы жизни и одновременно восхищением ее энергией и богатством. Его герои — люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижений, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость. Одно из главных чувств в мире купринских […]...
- ПОХОЖИЕ СУДЬБЫ ГЕРОИНЬ А. С. ПУШКИНА (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пе- ром. Поэт с любовью описывает ее внеш- ность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах он невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татья- на, милая Татьяна! С тобой теперь я сле- зы лью…» Часто говорят о «тургеневских девушках». […]...
- Анализ стихотворения Евтушенко «Есть пустота от смерти чувств…» Стихотворение «Есть пустота от смерти чувств…» написано в 1960 году — в разгар так называемой «хрущевской оттепели», на пике славы Евтушенко и других поэтов-«шестидесятников». Главная тема текста — душевная опустошенность, которая порой настигает каждого человека. Поэт разделяет ее в произведении на два вида. Первый — порождение «смерти чувств» и потери жизненных ориентиров. В такие моменты […]...
- О культуре речи по высказыванию Ожегова Я считаю, что С. И. Ожегов прав, говоря о том, что «высокая культура речи — это умение точно и выразительно передавать свои мысли бесконечно разнообразными средствами языка», и уверена, что эта тема очень важна и актуальна в наше время. Люди отличаются от любых других существ тем, что имеют разум. А если мы умеем мыслить, то […]...
- Глубина и искренность чувств в поэзии Александра Пушкина Лирический герой, сама по себе лирика — это осмысленный в слове духовный мир поэта. Лирический герой выражает мысли, чувства, стремления, свойственные не только автору, но и всему человечеству. Автор лирических стихов в образной системе как бы воспитывает в читателе присущее ему самому новое мировоззрение . Когда поэт говорит о себе, это самая точная характеристика. «…Юноша […]...
- О культуре речи Проблемы культуры речи В повседневной жизни нашу речь засоряют канцелярские штампы. Это устойчивые словосочетания, которые прочно вошли в наше сознание, они у нас «на слуху», и нам удобно ими пользоваться. Но что мы имеем в результате? Рассмотрим несколько проблем, представленных в тексте. Проблема первая. Большое число канцелярских штампов засоряет язык, делает речь невыразительной, бедной по […]...
- Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И. А. Бунина И. А. Бунин — один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, глубоко раскрыт внутренний мир человека. Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» перед нами возникает бездушный персонаж из буржуазного мира, полностью уверенный в своем превосходстве над всем и всеми. Бунин рассказывает о последних месяцах жизни […]...
- Конспект урока по ОРКСЭ «Искусство в религиозной культуре» Тема: Искусство в религиозной культуре (ислам, христианство) Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Цели по содержанию урока: 1. Дать детям представление о том, что в большинстве случаев предметы искусства, находящиеся в священных сооружениях разных религий, связаны с данными религиями; познакомить учащихся […]...
- Мои размышления о культуре эссе Существует очень много Определений культуры. Сравнивая словарные статьи и высказывания разных авторов, философов, ученых, писателей и др., я пришла к выводу, что Культура — это путь духовного развития человечества. Духовное развитие я понимаю как стремление к совершенству, и путь духовного развития человечества — это, с одной стороны, конечная цель этого пути — совершенство, с другой, […]...
- ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА «ЦВЕТОК» ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА «ЦВЕТОК» 1 вариант У А. С. Пушкина есть удивительное стихотворение — «Цветок». Оно небольшое — состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он […]...
- Мир человеческих чувств в прозе начала xx века (А. И. Куприн. «Поединок» ) Повесть А. И. Куприна «Поединок» — вершина творчества, итоговое его произведение, в котором он обращается к проблеме личности и общества, их трагической дисгармонии. «Поединок» — произведение политически злободневное: в самой повести ничего не говорится о русско-японской войне, однако современники восприняли ее в контексте тех событий. Куприн раскрыл сущность того состояния […]...
- ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СОНЕТАХ ШЕКСПИРА ГЛУБИНА ЧУВСТВ В СОНЕТАХ ШЕКСПИРА Шекспир — поэт Позднего Возрождения, в этом его специфика и ключ к пониманию чрезвычайной важности всего, что он создал. Творчество Шекспира в той или иной степени совмещало в себе достижения и открытия Возрождения в области науки и искусства. Огромный интерес в этом смысле вызывают сонеты Шекспира, проникнутые глубоким лирическим чувством […]...
- В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями? В лирике Ф. И. Тютчева духовная жизнь человека напрямую связана с живописными картинами природы. Так, например, в представленном для анализа стихотворении «К. Б» встреча возлюбленных после мучительно-долгой разлуки сопоставлена с теми мгновениями осени, когда «.повеет вдруг весною, и что-то встрепенется в нас…». Всматриваясь в черты любимой, лирический герой осознает, что он счастлив, что в «отжившем […]...
- Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Нам свежесть чувств и мысли простоту…» Тема поэта и поэзии — одна из основных в творчестве Анны Ахматовой. В полной мере она проявилась в зрелом творчестве поэта. С возрастом Ахматова все больше и больше задумывалась над вопросами своего предназначения, природы поэтического таланта, своей судьбой. Но проблема поэта и поэзии всегда волновала Ахматову. На мой взгляд, она, как никто другой, раскрыла этот […]...