Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н. Островского

Все особенности «Грозы» показывают, насколько новаторским было это произведение. Это касается и других художественных средств, использованных автором. Пьесы Островского не укладываются ни в одну из классических форм. Они чужды сценической условности, сюжеты их просты и естественны.

Добролюбов нашел точное название для них -«пьесы жизни».

Сам драматург называл себя «реалист-слуховик». Каждый из героев его пьесы говорит своим языком, в котором он полностью реализуется. Это язык самого народа, язык тех социальных групп,

которые воплощаются в разных персонажах.

Речь невежественного самодура Дикого полна просторечий и бранной лексики. Речь лицемерной ханжи Кабанихи пестрит религиозной лексикой, ласкательными словами, нравоучительными сентенциями, пословицами. Борис, человек городской, учившийся в Коммерческой академии, говорит правильной, литературной речью, но язык его беден и прозаичен. В речи Тихона постоянно обращение к авторитету «маменьки», а Варвара, напротив, говорит смело, порой даже грубо.

В речи Кулигина много слов книжных, метафор, сравнений, экспрессивной лексики. Даже такой эпизодический персонаж,

как странница Феклуша, наделена своей речевой характеристикой: речь ее подобострастна, льстива и насыщена народно-религиозной лексикой.

Особо выделена речь Катерины. Даже ритмически-интонационно она звучит иначе: плавно, музыкально, напевно. В ней много фольклорных элементов: повторений, постоянных эпитетов, сравнений, обращений к природным силам.

Недаром Ап. Григорьев, увидевший в пьесах Островского «поэзию народной жизни», сказал о них: «Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал!»


Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н. Островского