Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»
Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»
1. Связь с эпохой.
В драме отразились противоречия русской жизни накануне первой русской революции, противоречия капиталистического мира и отношение Горького к современным ему философским течениям: его полемика с идеалистической философией Вл. Соловьева.
2. Социальная и философская проблематика.
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре.
Все обитатели ночлежки — в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю
Философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.
А) Проблема человека связана в пьесе с образом Луки. Идеи Луки сводятся к тезису: «Человек все может — лишь бы захотел». Сатин продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно
Б) Проблема правды связана в первую очередь с образом Сатина и перекликается с социальной проблематикой. Вопрос о человеке встает, потому что человек унижен (философские искания современной Горькому молодежи). В вопросе о правде Лука и Сатин расходятся, потому что по-разному представляют себе путь, по которому должен пойти человек.
Луке близка идея спасительной лжи (притча о праведной земле), а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы.
Правоту Сатина подтверждает сюжет пьесы. Сам ход событий опровергает философию Луки: гибель актера, ссылка Васьки Пепла в Сибирь, смерть Анны и общее равнодушие к этому событию. Уход Луки свидетельствует о его поражении. Идеи персонажей не всегда соответствуют занимаемому ими положению., Если взгляды Луки гармонируют с его образом жизни, то идеи Сатина находятся в противоречии с его существованием — в этом заключается специфика философской драмы.
Слова о гордом человеке из монолога Сатина на самом деле принадлежат автору. Впрочем, идеал человека сформулирован в пьесе в абстрактной форме.
Пьеса «На дне» продолжает традиции Чехова:
А) Множество сюжетных линий,
Б) Лирический подтекст, «подводные течения» (тюремная песня, отражающая состояние безысходности; вздохи Насти),
В) Речевые характеристики (Лука — язык «житийный», изобилующий пословицами и поговорками; Сатин — ученые слова и выражения, смысл которых он не понимает; Барон — бедная речь, в которой попадаются иностранные словечки — «мерси», «леди»).
- Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса «На дне» занимает особое место. Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им. На мой […]...
- Идейно-художественное своеобразие пьесы Максима Горького «На дне» Чем объяснить тот факт, что интерес к пьесе «На дне» вот уже второе столетие не угасает?» В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса «На дне» занимает особое место. Писатель […]...
- Идейно-художественное своеобразие пьесы ВИШНЕВЫЙ САД Идейно-художественное своеобразие пьесы 1. Тема прошлого, настоящего и будущего России. Тема прошлого связана с образами Раневской, Гаева, Симеонова-Пищика, Фирса. Их отягощает наследие крепостничества, при котором они выросли и в условиях которого были воспитаны. Их паразитизм неизбывен, как и рабство Фирса, который не мыслит себе жизни без господ. Предложенный Петей Трофимовым (монолог Пети из 2-го действия) […]...
- Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда? Свой ответ обоснуйте. (ЕГЭ по русскому) В пьесе «На дне» М. Горький показывает два вида гуманизма — суровую правду и сладкую ложь. Но хотят ли такой правды сами герои? Попробуем разобраться. В ночлежке сталкиваются взгляды двух «идейных противников» — Сатина и Луки. Странник Лука имеет солидный жизненный опыт и тонкую психологию. Своей ложью он дает оказавшимся на «дне» людям надежду: смертельно […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» 1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы семи мужиков-странников — символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено). 2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. «Помещик», […]...
- Правда о человеке в пьесе «На дне» М. Горького В пьесе показаны «униженные и оскорбленные», выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди — жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни […]...
- Система образов пьесы «На дне» М. Горького В пьесе нет подробного изложения биографий героев, но по отдельным деталям можно восстановить образ каждого из обитателей подвала. Все они достойны лучшей жизни, однако жестокие обстоятельства заставили их влачить жалкое существование в ночлежке. Обитатели ночлежного дома очень разные люди. Клещ когда-то работал слесарем, теперь живет мечтами о честном труде. Всю злость и безысходность он вымещает […]...
- Идейно-тематическое содержание пьесы «На дне» М. Горького Человек всегда оставался главным героем произведений Горького. Писатель любил людей, поэтому он выступал против всего, что принижало Человека. Однако любовь к людям не мешала Горькому объективно изображать своих героев. В центре действия драмы «На дне» не столько человеческие судьбы, сколько столкновений идей, спор о человеке, о смысле жизни. Центром этого спора является проблема правды и […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы ХОРОШО! Идейно-художественное своеобразие поэмы Построение и язык поэмы призваны утвердить новую форму, соответствующую ритму и содержанию новой жизни (1 глава). Поэт хочет воспеть событие эпического масштаба, но событие это в его понимании настолько огромно, что соответствовать ему может только новая форма — «телеграфный стиль». Поэта не интересует субъективное мнение отдельного человека, он «пьет из источника» по […]...
- Сочинение на тему: Правда о человеке в пьесе «На дне» В пьесе показаны «униженные и оскорбленные», выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди — жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни […]...
- Идейно-художественное своеобразие рассказа «Иуда Искариот» Л. Н. Андреев Идейно-художественное своеобразие рассказа «Иуда Искариот» В произведении сказалось отрицательное отношение Андреева к христианской религии: евангельская история получает нетрадиционную трактовку. Сам писатель называл «Иуду Искариота» «нечто по психологии, этике и практике предательства». Андреев поднимает проблему идеала и его претворения в действительность. Идеалом признан Иисус, его идеи призваны нести народу ученики. Однако вера и […]...
- Идейно-художественное своеобразие комедии РЕВИЗОР РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии «Ревизор» Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы: Городские низы (мещане), купцы, городские помещики, чиновники, городничий); 2. Универсальность (Гоголь нарисовал город обычный, типичный); 3. Энциклопедичность (отражены практически все стороны жизни русского города, многие […]...
- Идейно-художественное своеобразие «Маленьких трагедий» ДРАМАТУРГИЯ Идейно-художественное своеобразие «Маленьких трагедий» «Маленькие трагедии» создавались в Болдине в 1830 году, когда в Москве свирепствовала эпидемия холеры (что нашло фактическое отражение в сюжете «Пира во время чумы»). Все «маленькие трагедии», составляющие цикл, — переработки, как указывает сам Пушкин, уже известных произведений или сюжетов. Однако здесь есть определенная мистификация. В «Скупом рыцаре» указывается, что […]...
- «Дно жизни» — трагический образ пьесы Пьеса «На Дне» была написана А. М. Горьким в 1902 году. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе, поэтому первоначально название пьесы изменялось три раз — «Без солнца», «Ночлежка», «В ночлежном доме». Действия пьесы происходит в ночлежном доме Костылевых — это «Подвал похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся […]...
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети» Трактовки как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева, бывали различны. Именно поэтому следует критически относиться к этим трактовкам, и в частности, трактовке Писарева. Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику […]...
- «На дне» Горького в кратком содержании Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое — социально-бытовое и второе — философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний. Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене Василисе Карповне, живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди […]...
- Идейно-художественное своеобразие романа ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Идейно-художественное своеобразие романа Центральный образ романа — Родион Раскольников. Его преступление — индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Его теория основывается на том, что общество и человек по сути своей преступны, потому такого понятия, как «преступление», не существует. Раскольников хочет помочь людям, но понимает, что, совершая что-либо в этом мире, надо «играть по правилам» […]...
- Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале 4 действия пьесы А. М. Горького «На дне») Общее благо создается счастьем каждого. Калио Исправьте условия жизни людей, и люди станут лучше, чтобы быть достойными этих благ. Флетчер Для чего живет человек, каково его предназначение на земле — этот вопрос волновал и волнует многих писателей и публицистов. В пьесе «На дне» А. М. Горький пытается найти ответ на этот вопрос. Его герои, обитатели […]...
- Идейно-художественное своеобразие рассказов ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. П. Чехов Идейно-художественное своеобразие рассказов Центральной идеей рассказов Чехова является история опошления человека под воздействием окружающей жизни, социальной среды. Люди, сформировавшиеся в условиях бездуховности и отсутствии истинных критериев ценности жизни, пытаются заменить их, заполнить духовный вакуум разного рода суррогатами, ложными целями, химерами, которым они в конечном итоге и посвящают […]...
- Идейно-художественное своеобразие повести Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, и о возможных путях освобождения человека от духовного […]...
- Идейно-художественное своеобразие ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Н. С. Лесков Идейно-художественное своеобразие Идейно художественное своеобразие сказа состоит в следующем: 1. Прославление талантов и способностей русского народа (несмотря на неграмотность, тульские мастера сумели «заткнуть за пояс» англичан); 2. Указание на недостатки (отсутствие систематического обучения, уважения со стороны начальства, денег, должностей и проч.); 3. Патриотизм (левша не «поддается» на […]...
- Идейно-художественное своеобразие Окаянные дни Окаянные дни Идейно-художественное своеобразие Произведение написано в форме дневника очевидца событий 1918 г., в котором отразились впечатления Бунина о революции. Писатель не принимает революцию, считает ее «игрой», от которой страдает народ. Произведение проникнуто отчаянием, тоской, ощущением бессмысленности происходящего, сарказмом, ненавистью, пониманием, что «гибнет вся прелесть России». Революцию Бунин считает вакханалией жестокости, асоциальным Явлением, бунтом в […]...
- Идейно-художественное своеобразие романов И. А. Гончарова ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. А. Гончаров Идейно-художественное своеобразие романов И. А. Гончарова Романы Гончарова (в первую очередь «Обыкновенная история» и «Обломов») представляют нам не только типы, характерные для того времени и для людей, живших во второй половине XIX века, но раскрывают перед нами истинно русские типы, присущие именно России, зародившиеся и выросшие в […]...
- Идейно-художественное своеобразие рассказа Челкаш Идейно-художественное своеобразие «Челкаш» — ранний рассказ Горького, один из цикла рассказов о людях из народа, которые несут в себе высокие этические качества. Основной пафос — утверждение высоких творческих возможностей человека из народа. По определению самого автора, «Челкаш» — это маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми. Конфликт связан с ситуацией скитальчества, бегства из родного гнезда. На […]...
- Идейно-художественное своеобразие рассказов «Черный монах» и «Палата № 6» ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. П. Чехов Идейно-художественное своеобразие Рассказов «Черный монах» и «Палата № 6» По жанру «Палата № 6» — не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует об определенном отрезке жизни главного героя). Н. С. Лесков дал следующий отзыв о повести: «В «Палате № 6″ в миниатюре изображены общие наши порядки и […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы АННА СНЕГИНА Идейно-художественное своеобразие поэмы Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о том, как был весел, о своей первой, безответной любви. Он приезжает в село, где все, от окружающего пейзажа до изб и калитки, напоминает ему о юности. Однако деревня сильно изменилась. Это подчеркивается как при помощи чисто внешних, описательных […]...
- Идейно-художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Идейно-художественное своеобразие романа «Герой нашего времени» «Герой нашего времени» — первый русский психологический роман, то есть произведение, в котором логика повествования определяется не хронологией событий, но логикой развития характера главного героя. Если располагать повести в хронологической последовательности, то их следовало бы разместить следующим образом: 1. «Тамань» (Печорин едет на Кавказ согласно назначению). […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» 1. «Мертвые души» как реалистическое произведение: А) В авторском отступлении о двух типах писателей Гоголь формулирует основные принципы художественного реализма. Гоголь причисляет к критическому направлению и свое творчество. Б) Принципы реализма в поэме: Историзм Гоголь писал о своей современности — приблизительно конец 20-х — начало 30-х гг., в период кризиса […]...
- Идейно-художественное своеобразие «Слова…» Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова Идейно-художественное своеобразие «Слова…» Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин — Пушкин. Вероятнее всего, у Мусина-Пушкина был не оригинал произведения, а его более поздняя копия (XIV век), которая погибла во время пожара Москвы 1812 года. Сохранились лишь первое печатное издание 1800 […]...
- Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» Основное значение «Записок охотника» состоит в том, что в литературу были введены образы крепостных крестьян» Они сами, их быт, надежды и представления о жизни стали предметом литературного исследования. Тургенев показал внутреннюю сложность простого человека и вместе с тем красоту. Именно глубиной психологического исследования […]...
- Идейно-художественное своеобразие сказок ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА М. Б. Салтыков-Щедрин Идейно-художественное своеобразие сказок Сказки — итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»), остальные в 80-е гг. XIX века. Основными темами сказок являются: А) Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве»), Б) Обличение господствующего […]...
- Идейно-художественное своеобразие повести «Египетские ночи» Пушкина А. С По форме данное произведение представляет собой фантастическую повесть. В ней присутствует определенный «таинственный» антураж, связанный в первую очередь со способом выстраивать сюжет. Тем не менее сюжет этот, если исходить из логики событий, не завершен. Если же исходить не из событийной логики, но из логики идеи, содержащейся в произведении, оно приобретает необходимую сбалансированность и завершенность. В […]...
- Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства — неприкосновенность военной касты. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, […]...
- Содержание пьесы «На дне» Раскрывая проблематику этой пьесы, нельзя сводить ее только к задаче изображения людей «дна»; следует подробно остановиться на отдельных ее аспектах: обличении социального зла, трагических противоречий капиталистической действительности, поисках выхода из этих противоречий, проблеме истинного и ложного гуманизма, утверждении гуманистических принципов. При всей значимости социального зла необходимо помнить, что в пьесе идет острый спор о человеке, […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник» Пушкина А. С Общая идейная направленность «Медного всадника» во многом имеет свое начало еще в «Полтаве» и продолжается в «Борисе Годунове». Пушкин не случайно обращается к образу Петра, который в его интерпретации становится своего рода символом своевольной, самодержавной власти. Вопреки всему Петр строит Петербург на болотах, чтобы «отсель грозить шведу». Этот поступок предстает в поэме высшим проявлением самодержавной […]...
- Идейно-художественное своеобразие рассказа Ионыч РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа Автор изображает духовную деградацию личности. Общая атмосфера в городе С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь «образованной и талантливой» семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия). У доктора Старцева есть свои идеалы. Он стремится быть знающим земским врачом, испытывает искреннее чувство к Котику, тонко чувствует […]...
- Идейно-художественное своеобразие повести Белые ночи ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. М. Достоевский Идейно-художественное своеобразие Жанр произведения определен Достоевским, как «сентиментальный роман», хотя по форме это повесть. Принадлежит к циклу рассказов и повестей, создававшихся в Петербурге до осуждения Достоевского по делу петрашевцев. Повесть состоит из пяти глав, которые носят название «Ночь 1», «Ночь 2» и т. д. Всего 4 ночи. […]...
- Идейно-художественное своеобразие «Повестей Белкина» Идейно-художественное своеобразие «Повестей Белкина» «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие романтические сюжетные штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Станционном смотрителе» нарочито банален. Военный заезжает на постоялый двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой. По всем канонам романтической литературы история должна непременно закончиться трагически. Пушкин следует этой традиции […]...
- Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Сказки — итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»), остальные в 80-е гг. XIX века. Основными темами сказок являются: А) Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве»), Б) Обличение господствующего класса («Дикий помещик»), В) Обличение либерализма («Премудрый […]...
- Идейно-художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление — легенда о Ларре — рассказ о жизни Изергиль — легенда о Данко — заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Они освещают две концепции жизни, два представления о ней. Ларра — гордец, себялюбец, эгоист. Он утверждает право на господство сильной личности, […]...