Прослушав «Грозу» в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса — «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта». Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в «Грозе». Это нашло отражение даже в ее построении.
Действие пьесы не замкнуто в пределах одного дома или одной семьи. Оно как бы распахнуто, вынесено на всеобщее обозрение — на бульвар, площадь, набережную.
Достаточно вспомнить, что из пяти актов пьесы только один происходит в доме Кабановых. Природа прямо включена в сюжет как один из важных элементов. Очарование летней ночи, трагически предчувствия неизбежной грозы — все это способствует созданию напряженной эмоциональной атмосферы, в которой развиваете, действие.
Одним из главных героев пьесы становится Волга вольная и неукротимая сила, с которой сравнивается Катерина!
» Гроза » по существу представляет собой новый жанр, дотоле неведомый в русской драматургии. Это трагедия, построенная не на историческом, а на современном материале. Вопрос о жанре является очень важным: жанр подсказывает, в каком следует понимать и истолковывать художественное произведение.
На протяжении всего XIX в. «Гроза» рассматривалась как бытовая драма, что и предопределяло повышенное внимание к быту, к подробностям определенной исторической эпохи. Между тем «Гроза» — явление большего эстетического масштаба. Катерина — не просто жертва семейного гнета, конфликт в пьесе носит более всеобщий характер, точно обозначенный в заглавии Добролюбова.
Трагедия отличается от бытовой или психологической драмы не только объективно-трагическим конфликте (включающим неразрешимое противоречие между идеалом и действительностью), но и особым художественным способом отражения жизни, особым поэтическим строем повествования. В этом отношении нельзя не учитывать народно-поэтическую основу «Грозы».
Народные песни у Островского становятся мощным средством выражения человеческих переживаний, помогают раскрывать те или иные сюжетно-психологические ситуации. Характерно, что наиболее поэтическая героиня «Грозы» — Катерина в пьесе не поет. Она так внутренне близка к миру русского фольклора, который во многом определяет ее характер, поведение, поступки, так органически связана с ним, что не было даже необходимости заставлять ее петь какую-то конкретную песню.
Давая отзыв но поручению Петербургской академии наук о «Грозе», Гончаров писал: «Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было».
- Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н. Островского Все особенности «Грозы» показывают, насколько новаторским было это произведение. Это касается и других художественных средств, использованных автором. Пьесы Островского не укладываются ни в одну из классических форм. Они чужды сценической условности, сюжеты их просты и естественны. Добролюбов нашел точное название для них -«пьесы жизни». Сам драматург называл себя «реалист-слуховик». Каждый из героев его пьесы говорит ... Читать далее...
- Смысл названия пьесы «Гроза» А. Н. Островского В «Грозе» Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно и символично, хотя реальная гроза также присутствует в ходе действия пьесы. Более того, именно перед грозой под раскаты грома происходит кульминационная сцена пьесы: всенародное покаяние ... Читать далее...
- Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными для других народов и для всего света. А. Н. Островский С именем А. Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал сам драматург, «для всего народа». Одними из лучших и ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского «Гроза» Жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза» — спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза» Пьесу А. Н. Островского «Гроза», написанную в 1859 году, рассматривают в русской литературе как социально-бытовую драму и как трагедию. Некоторые критики ввели даже понятие, объединяющее эти два жанра, — бытовая трагедия. Но чтобы точнее определить жанр «Грозы», надо разобраться в сути драматического и трагического. Драматизм в литературе, в художественном произведении порождается противоречиями реальной жизни людей. ... Читать далее...
- Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Н. Островский Где происходит действие пьесы А. Н. Островского «Гроза»? а. Провинциальный город б. Петербург в. Москва Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского «Гроза»? а. Кудряш б. Калиныч в. Тихон г. Варвара Какой конфликт лежит в основе пьесы А. ... Читать далее...
- Тема пьесы «Гроза» А. Островского, проблематика, жанр При определении Жанра пьесы «Гроза» А. Островского выделяют несколько особенностей. В первую очередь «Гроза» — это социально — бытовая драма. Автор уделил большое внимание бытовым характеристикам, герои пьесы вступают в конфликт с существующим укладом жизни и морали в купеческой среде. С другой стороны в произведении присутствуют элементы трагедии по исходу конфликта и характеру главной героини. ... Читать далее...
- Символика заглавия пьесы А. Островского «Гроза» Пьесу «Гроза» Островский написал в 1859 году — в период, когда в России назрела смена общественных устоев, канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Заглавие символично. Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее — герои характеризуются через отношение к грозе. ... Читать далее...
- Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» С появлением А. Н. Островского в русской литературе изменилось многое, а основные перемены произошли в драматургии: писатель открыл новый конфликт в русской жизни, новую среду — купечество, которая принесла своих героев и новый смысл пьес, следовательно, принципиально новые названия произведений. Эти изменения хорошо заметны в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Почему автор именно так назвал ... Читать далее...
- Смысл названия пьесы Александра Островского «Гроза» «Гроза» — одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы. В слове «гроза» заключен огромный смысл. Гроза — это не только природное явление, но это и символ перемен в «темном царстве», ... Читать далее...
- Мастерство драматурга (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) Прослушав «Грозу» в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса — «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего, вполне овладевшего собой таланта». Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в «Грозе». Это нашло отражение и в ее построении. Действие ... Читать далее...
- Анализ пьесы «Гроза» А. Островского Пьеса А. Островского «Гроза» по праву считается одной из вершин его литературной деятельности. Изданная накануне реформ 1861 года, она во многом описала перелом, происходящий в общественном сознании народа. Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Большое внимание автор уделает описанию красот природы и обычной жизни провинциального города. Калинов как будто застыл в ... Читать далее...
- История создания пьесы «Гроза» Островского Вообще, история создания и замысел пьесы «Гроза» очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. «Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была ... Читать далее...
- Жанр и композиция пьесы «Гроза» А. Н. Островского По жанру пьесу «Гроза» можно отнести к особому типу трагедии: социально-бытовой ее форме, где предметом изображения становятся коллизии повседневности, но возведенные в степень катастрофического противоречия героя с окружающим его миром. Трагедия — один из основных жанров драмы; в основе ее неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой, в результате которого герой физически погибает, но ... Читать далее...
- Характеристика Кудряша и Бориса из пьесы «Гроза» Островского Характеристика Кудряша Ваня Кудряш — герой пьесы «Гроза» А. Островского, молодой человек, конторщик Дикого. Кудряш предстает в начале пьесы и знакомит читателей с нравами и укладом жизни города Калинова. Этот молодой человек достаточно смел и весел, обладает определенной самоуверенностью, отстаивает свои права. Сам рассказывает о том, что противостоит своему начальнику Дикому, на его грубость и ... Читать далее...
- Проблематика пьесы Островского «Гроза» «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов А. Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение ... Читать далее...
- Сочинение по пьесе Островского «Гроза» Название своей знаменитой пьесе «Гроза» Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в произведении. А различные явления грозы смогли показать практически все стороны роковых столкновений сторон. Кроме ... Читать далее...
- Проблематика пьесы Александра Островского «Гроза» А Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А. В. Сухово-Кобылин. М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, А. К. Толстой и ... Читать далее...
- Проблемы пьесы «Гроза» Островского План Проблема отцов и детей Проблема самореализации Проблема власти Проблема любви Конфликт старого и нового Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдет о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное ... Читать далее...
- Какие образы пьесы Островского «Гроза» можно назвать символичными?» Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума», и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя ... Читать далее...
- Смысл названия пьесы Гроза Островского Драма А. Н. Островского «Гроза» одно из самых известных произведений писателя. В нем присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через все произведение отражена в названии пьесы. Гроза — это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи. С самого начала повествования, ... Читать далее...
- Идейно-тематическое содержание пьесы «Гроза» А. Н. Островского «Гроза» была создана в третий период творчества драматурга, охватывающий предреформенные годы. Если в первый период Островский занимает критические позиции по отношению к показанному в его ранних пьесах «темному царству», а в пору близости к славянофилам в москвитянский период, наоборот, склонен идеализировать патриархальный купеческий мир, то в предреформенный период, когда драматург сблизился с «Современником» Некрасова, он ... Читать далее...
- Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким по сравнению с великой русской рекой вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется — мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к драме А. Н. Островского «Гроза» 1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? В основе пьесы А. Н.Островского «Гроза» лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев «темного царства». 2. Кто из персонажей пьесы А. Н. Островского «Гроза» относится к «темному царству»? Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, которые и принадлежат «темному царству». 3. Что ... Читать далее...
- Краткое содержание пьесы А. Н. Островского «Гроза» Основные действующие лица: Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич — его племянник. Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха. Тихон Иванович Кабанов — ее сын. Катерина — его жена. Варвара — сестра Тихона. Ваня Кудряш — конторщик Дикого. Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Действие происходит летом в городе Калинове, расположенном ... Читать далее...
- Своеобразие конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза» В каждом драматическом произведении связь между композицией, конфликтом и жанром очень тесна, эти три слагаемые произведения просто не могут не перекликаться друг с другом, и часто, прочитав жанровое определение, выделенное мелким шрифтом на титульном листе, мы уже угадываем не только форму, но подчас и сюжет, а вместе с ним и идею, тему всего произведения, соответственно ... Читать далее...
- Тест к пьесе «Гроза» А. Н. Островского 1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. ... Читать далее...
- История создания пьесы «Гроза» А. Н. Островского А. Н. Островский — величайший русский драматург. Современники стали называть его «Колумбом Замоскворечья», поскольку главным действующим лицом своих пьес впервые в русской литературе Островский сделал купца — выразителя русской натуры и средоточия народной жизни. По словам Гончарова, автор 47 оригинальных пьес, Островский достроил здание, «в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Он окончательно ... Читать далее...
- «Гроза», анализ пьесы Александра Островского Александр Николаевич Островский оставил яркий след в русской литературе, прежде всего, благодаря своей драматургии, которая стала основой для русского национального театра. И по сей день лучшие пьесы русского драматурга ставятся на сценах российских и мировых театров. Кроме того, Островский предоставил широкому кругу читателей возможность увидеть жизнь русского купечества, полную внешнего благополучия, но представлявшую порой нелицеприятную ... Читать далее...
- Понятие о драматическом конфликте (на примере пьесы «Гроза» А. Н. Островского) Нашему вниманию предлагается достаточно стандартное, традиционное определение сути драматического конфликта: это изображение острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций. Теперь вопрос: в какой мере приведенное выше определение помогает лучше разобраться в содержании «Грозы»? Не спешите с ответом, подумайте. Казалось бы, все верно: действительно, есть у Островского острое ... Читать далее...
- Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» Метод — реализм. А) «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века (см. ниже). Б) Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы (смотри пункт «Город Калинов и его обитатели»). В) Самобытные черты реализма Островского: Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, ... Читать далее...
- «Гроза» краткое содержание по действиям пьесы Александра Николаевича Островского Действие 1 Действие пьесы разворачивается в приволжском городке Калинове, где, по словам одного из жителей, местного самоучки Кулигина, царят «жестокие нравы». Об этом Кулигин рассуждает с Ванькой Кудряшом, молодым конторщиком, весельчаком и балагуром. Они становятся свидетелями сцены, в которой известный в городе купец Савел Прокофьич Дикой ругает своего племянника Бориса. Тот приехал вместе с сестрой ... Читать далее...
- Художественное своеобразие Гроза Островский Художественное своеобразие. Все перечисленные особенности «Грозы»; показывают, насколько новаторским было это произведение. Это касается и других художественных средств, использованных автором. Пьесы Островского не укладываются ни в одну из классических форм. Они чужды сценической условности, сюжеты их просты и естественны. Добролюбов нашел точное название для них — «пьесы жизни»;. Сам драматург называл себя «реалист-слуховик»;. Каждый из ... Читать далее...
- Разговор Катерины с Варварой (анализ 2 явления II действия пьесы А. Н. Островского «Гроза») Пьеса А. Н. Островского «Гроза» — одно из лучших и наиболее известных произведений великого русского драматурга. Написанная в 1869 году, эта пьеса до сих пор не сходит с театральных подмостков, находя отклик в каждом новом поколении читателей и зрителей. Действие «Грозы» разворачивается в провинциальном купеческом городе Калинове. Добролюбов назвал этот город «темным царством». Здесь многовековой ... Читать далее...
- Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое ... Читать далее...
- Смысл названия драмы А. Островского «Гроза» После выхода из печати и постановки драмы Островского «Гроза» современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы — общественно-политический конфликт: конфликт хозяев жизни, представителей «темного царства», с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая ... Читать далее...
- История создания пьесы Н. А. Островского «Гроза» 1. Народность творчества Островского. 2. Судьбоносное путешествие по Волге. 3. Общенациональный масштаб трагедии. 4. Значение «Грозы» с точки зрения Добролюбова. «Мир Островского — не наш мир, и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как чужестранцы… Чуждая и непонятная жизнь, которая там происходит… может быть любопытной для нас, как все невиданное и неслыханное; ... Читать далее...
- Смысл названия пьесы «Гроза» Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо дает читателю хоть немного понять, о чем будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а ... Читать далее...
- Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж. Уже вступительная ремарка расширяет пространство действия пьесы до общероссийских масштабов: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Конфликт и расстановка действующих лиц призваны воплотить всю широту воззрений писателя на современное состояние русской жизни. Не только уездный Калинов, но и сельская Россия, Москва, куда едет ... Читать далее...
- СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» После выхода из печати и постановки драмы А. Н. Островского «Гроза» прогрессивно мыслящие современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе — ведь пьеса была написана в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы — общественно-политический конфликт хозяев жизни, представителей «темного царства», и их жертв. На фоне ... Читать далее...
Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»