Марфа Игнатьевна Кабанова — одна из главных персонажей пьесы Островского «Гроза». Кабаниха — богатая купчиха, упрямая, своенравная женщина преклонных лет. В произведении представляет собой главного антагониста Катерины.
Она показывает себя ярым поборником старой патриархальной морали и обычаев. Кабаниха является явной главой семьи, всех домашних упрекает в несоблюдении традиций, пресекает всякую возможности непокорности:
«Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят».
Изматывая домашних она постоянно насаждает свою волю, убивает всякую возможность к сопротивлению. Ей постоянно кажется что дети выходят из повиновения старших, не уважают старость и жизненный опыт. Она чувствует, что настает конец старому укладу жизни, постоянно жалуется на неисполнительность, невежество и неуважение молодежи.
«Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы.
А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят, а выдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются».
Ее деспотизм особенно распространяется на сына Тихона и его жену Катерину. Сына она корит за бесхарактерность и постоянное потакание жене, неумение поставить жену на положенное ей «место»:
«Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж?
Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»
В Катерине же она вообще видит противника, постоянно упрекает ее за ее поведение и несоблюдение общепринятых правил:
«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава!
Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
При этом Кабаниха очень религиозна, во всем видит грех, чувствует наступление апокалипсиса. Она постоянно стращает всех адовыми муками за грехи. Кабаниха ненавидит все новое, верит всем нелепым выдумкам.
Она внимательно слушает россказни странницы Феклуши, страшится всего неизведанного.
Итог произведения печален. Кабаниха задушила все живое вокруг себя. Тихона она сделала безвольным калекой, не способным на самостоятельные поступки, Катерину довела до гибели, а Варвару вынудила убежать из дома.
- Образ, характер и характеристика Кабанихи по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Кабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова — центральная героиня пьесы Островского «Гроза», богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Кабаниха — человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального ... Читать далее...
- Характеристика и образ Кабанихи в пьесе «Гроза» Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист — протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского » Гроза «. Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна ... Читать далее...
- ОБРАЗЫ «ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ» ГОРОДА КАЛИНОВА — ДИКОГО И КАБАНИХИ (по драме А. Н. Островского «Гроза») ОБРАЗЫ «ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ» ГОРОДА КАЛИНОВА — ДИКОГО И КАБАНИХИ (по драме А. Н. Островского «Гроза») «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — это восклицание Кулигина, одного из героев пьесы А. Н. Островского «Гроза», наиболее точно отражает атмосферу всего произведения и атмосферу жизни многих русских городов, подобных Калинову. Купеческая среда, нередко считавшаяся одним из наиболее ... Читать далее...
- ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В РЯДУ ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» А. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна ка- тегория — угнетатели, представители «тем- ного царства», другая — униженные и заби- тые ими люди. Представители первой груп- пы — личности разные и по-разному отно- сятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят; «Уж такого-то ругателя, ... Читать далее...
- Характеристика Кудряша и Бориса из пьесы «Гроза» Островского Характеристика Кудряша Ваня Кудряш — герой пьесы «Гроза» А. Островского, молодой человек, конторщик Дикого. Кудряш предстает в начале пьесы и знакомит читателей с нравами и укладом жизни города Калинова. Этот молодой человек достаточно смел и весел, обладает определенной самоуверенностью, отстаивает свои права. Сам рассказывает о том, что противостоит своему начальнику Дикому, на его грубость и ... Читать далее...
- Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского «Гроза»? А. Н. Островский Где происходит действие пьесы А. Н. Островского «Гроза»? а. Провинциальный город б. Петербург в. Москва Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского «Гроза»? а. Кудряш б. Калиныч в. Тихон г. Варвара Какой конфликт лежит в основе пьесы А. ... Читать далее...
- Анализ пьесы «Гроза» А. Островского Пьеса А. Островского «Гроза» по праву считается одной из вершин его литературной деятельности. Изданная накануне реформ 1861 года, она во многом описала перелом, происходящий в общественном сознании народа. Действие пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Большое внимание автор уделает описанию красот природы и обычной жизни провинциального города. Калинов как будто застыл в ... Читать далее...
- Катерина в кругу героев пьесы А. Островского «Гроза» А. Н. Островский в пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одни — угнетатели «темного царства», другие — забитые ими люди. Начну с угнетателей. Они тоже очень разные люди и по-разному относятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни ... Читать далее...
- Образ и характеристика главной героини пьесы «Гроза» Катерина. Спор о героине «Грозы». Характер Катерины, по определению Добролюбова, «составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из «самых слабых и терпеливых», был для критика-демократа прямым доказательством обреченности «темного царства». Вольнолюбивая натура Катерины ни за что не может приспособиться к миру угнетения, подавления естественных человеческих ... Читать далее...
- Проблемы пьесы «Гроза» Островского План Проблема отцов и детей Проблема самореализации Проблема власти Проблема любви Конфликт старого и нового Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдет о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное ... Читать далее...
- Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким по сравнению с великой русской рекой вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется — мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. ... Читать далее...
- Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие пьесы А. Н. Островского «Гроза» Жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза» — спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим ... Читать далее...
- Проблематика пьесы Островского «Гроза» «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов А. Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение ... Читать далее...
- Проблематика пьесы Александра Островского «Гроза» А Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А. В. Сухово-Кобылин. М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, А. К. Толстой и ... Читать далее...
- Понятие о драматическом конфликте (на примере пьесы «Гроза» А. Н. Островского) Нашему вниманию предлагается достаточно стандартное, традиционное определение сути драматического конфликта: это изображение острого столкновения противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций. Теперь вопрос: в какой мере приведенное выше определение помогает лучше разобраться в содержании «Грозы»? Не спешите с ответом, подумайте. Казалось бы, все верно: действительно, есть у Островского острое ... Читать далее...
- Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж Охарактеризуйте героиню пьесы Островского «Гроза» как трагический персонаж. Уже вступительная ремарка расширяет пространство действия пьесы до общероссийских масштабов: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид». Конфликт и расстановка действующих лиц призваны воплотить всю широту воззрений писателя на современное состояние русской жизни. Не только уездный Калинов, но и сельская Россия, Москва, куда едет ... Читать далее...
- Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского (по одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница») Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое ... Читать далее...
- Краткое содержание пьесы А. Н. Островского «Гроза» Основные действующие лица: Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич — его племянник. Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха. Тихон Иванович Кабанов — ее сын. Катерина — его жена. Варвара — сестра Тихона. Ваня Кудряш — конторщик Дикого. Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Действие происходит летом в городе Калинове, расположенном ... Читать далее...
- Образ Катерины в драме Островского «Гроза» Драма «Гроза» была написана во время поездки писателя в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл повестей, которые рассказывали бы о быте провинциального купечества. Было создано название этого цикла — «Ночи на Волге». Но по определенным причинам цикл не получился, зато Островский написал одну из самых известнейших драм. Это, разумеется, «Гроза», которая уже не ... Читать далее...
- Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» С появлением А. Н. Островского в русской литературе изменилось многое, а основные перемены произошли в драматургии: писатель открыл новый конфликт в русской жизни, новую среду — купечество, которая принесла своих героев и новый смысл пьес, следовательно, принципиально новые названия произведений. Эти изменения хорошо заметны в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Почему автор именно так назвал ... Читать далее...
- «Гроза» краткое содержание по действиям пьесы Александра Николаевича Островского Действие 1 Действие пьесы разворачивается в приволжском городке Калинове, где, по словам одного из жителей, местного самоучки Кулигина, царят «жестокие нравы». Об этом Кулигин рассуждает с Ванькой Кудряшом, молодым конторщиком, весельчаком и балагуром. Они становятся свидетелями сцены, в которой известный в городе купец Савел Прокофьич Дикой ругает своего племянника Бориса. Тот приехал вместе с сестрой ... Читать далее...
- Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза» Прослушав «Грозу» в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса — «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта». Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в «Грозе». Это нашло отражение даже в ее построении. Действие ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы А. Н. Островского «Гроза» Пьесу А. Н. Островского «Гроза», написанную в 1859 году, рассматривают в русской литературе как социально-бытовую драму и как трагедию. Некоторые критики ввели даже понятие, объединяющее эти два жанра, — бытовая трагедия. Но чтобы точнее определить жанр «Грозы», надо разобраться в сути драматического и трагического. Драматизм в литературе, в художественном произведении порождается противоречиями реальной жизни людей. ... Читать далее...
- История создания пьесы «Гроза» Островского Вообще, история создания и замысел пьесы «Гроза» очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. «Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была ... Читать далее...
- «Гроза», анализ пьесы Александра Островского Александр Николаевич Островский оставил яркий след в русской литературе, прежде всего, благодаря своей драматургии, которая стала основой для русского национального театра. И по сей день лучшие пьесы русского драматурга ставятся на сценах российских и мировых театров. Кроме того, Островский предоставил широкому кругу читателей возможность увидеть жизнь русского купечества, полную внешнего благополучия, но представлявшую порой нелицеприятную ... Читать далее...
- Какие образы пьесы Островского «Гроза» можно назвать символичными?» Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума», и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя ... Читать далее...
- Тема пьесы «Гроза» А. Островского, проблематика, жанр При определении Жанра пьесы «Гроза» А. Островского выделяют несколько особенностей. В первую очередь «Гроза» — это социально — бытовая драма. Автор уделил большое внимание бытовым характеристикам, герои пьесы вступают в конфликт с существующим укладом жизни и морали в купеческой среде. С другой стороны в произведении присутствуют элементы трагедии по исходу конфликта и характеру главной героини. ... Читать далее...
- Художественное своеобразие пьесы «Гроза» А. Н. Островского Все особенности «Грозы» показывают, насколько новаторским было это произведение. Это касается и других художественных средств, использованных автором. Пьесы Островского не укладываются ни в одну из классических форм. Они чужды сценической условности, сюжеты их просты и естественны. Добролюбов нашел точное название для них -«пьесы жизни». Сам драматург называл себя «реалист-слуховик». Каждый из героев его пьесы говорит ... Читать далее...
- Критика пьесы «Гроза» А. Н. Островского Пьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Почему именно Катерина была названа «лучом света»? Потому, что инстинктивный протест героини «Грозы» был для критика прямым доказательством обреченности «темного царства». «Известно, — утверждал Добролюбов, — что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест ... Читать далее...
- Смысл названия пьесы Гроза Островского Драма А. Н. Островского «Гроза» одно из самых известных произведений писателя. В нем присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через все произведение отражена в названии пьесы. Гроза — это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи. С самого начала повествования, ... Читать далее...
- Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» На примере жизни отдельно взятой семьи из вымышленного города Калинова в пьесе » Гроза » Островского показана вся суть устаревшего патриархального устроя России XIX века. Катерина — главная героиня произведения. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам трагедии, даже от Кулигина, который также выделяется среди жителей Калинова, Катю отличает сила протеста. Описание Катерины из «Грозы», характеристики ... Читать далее...
- Образ и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») А. Н. Островский вошел в русскую литературу как «Колумб» патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым она подвергается под влиянием прогресса, анализируется психология людей, особенности их взаимоотношений. «Гроза» — одно из ... Читать далее...
- Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» В произведении Островского » Гроза » каждый персонаж по-своему интересен и значим. Драматург сумел показать все типы, которые могут жить в изображенном «темном царстве»: и самодуров, и героев-мечтателей, и бессильных обманщиков, и решительных героинь, и инфантильных пьяниц. С этой точки зрения любопытно узнать о характеристике Варвары из пьесы «Гроза». Варвара Кабанова — сестра Тихона Кабанова ... Читать далее...
- История создания пьесы Н. А. Островского «Гроза» 1. Народность творчества Островского. 2. Судьбоносное путешествие по Волге. 3. Общенациональный масштаб трагедии. 4. Значение «Грозы» с точки зрения Добролюбова. «Мир Островского — не наш мир, и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как чужестранцы… Чуждая и непонятная жизнь, которая там происходит… может быть любопытной для нас, как все невиданное и неслыханное; ... Читать далее...
- Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза» В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений — драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворением «жестокого мира». В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни ... Читать далее...
- История создания пьесы «Гроза» А. Н. Островского А. Н. Островский — величайший русский драматург. Современники стали называть его «Колумбом Замоскворечья», поскольку главным действующим лицом своих пьес впервые в русской литературе Островский сделал купца — выразителя русской натуры и средоточия народной жизни. По словам Гончарова, автор 47 оригинальных пьес, Островский достроил здание, «в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Он окончательно ... Читать далее...
- Образ города в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островский — величайший драматург XIX века. За годы своего творчества он прошел долгий путь, по мере прохождения которого он находился в постоянном поиске той идеальной составляющей, в коей нуждалось его столетие. Огромную роль играет периодизация — за многие периоды своей творческой жизни он успел не только возвеличить купечество как сословие, способное стать основой ... Читать далее...
- Смысл названия пьесы «Гроза» А. Н. Островского В «Грозе» Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно и символично, хотя реальная гроза также присутствует в ходе действия пьесы. Более того, именно перед грозой под раскаты грома происходит кульминационная сцена пьесы: всенародное покаяние ... Читать далее...
- (А). ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний ... Читать далее...
Характеристика и образ Кабанихи из пьесы «Гроза» А. Островского