Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества

Человек — часть социальной среды, поэтому от того, насколько «здорово» общество, зависит и благополучие каждого из нас. Особое влияние на образ жизни людей оказывает социально-политический строй и национальные традиции. Окружающая действительность может делать нас лучше или хуже, подвергать всевозможным отрицательным явлениям.

Писатели, поэты, философы и многие другие люди, выступавшие за нравственное богатство человечества, считали, что общество — один из главнейших «воспитателей» личности.
А. Н. Островский тонко чувствовал

влияние социального строя на человека. Это подтверждается такими пьесами, как «Гроза», «Бесприданница», «Не сошлись характерами», «Доходное место» и другие. Именно миру российского чиновничества Островский посвящает пьесу «Доходное место». Он критикует всю систему русской бюрократии.

В этом произведении взяточничество является одной из главных тем. Юсов и Вышневский, герои пьесы, горячо защищают не только взяточничество, но и весь жизненный уклад дореформенной России. Так, Вышневский считает, что нет ничего на свете, что было бы нельзя купить за деньги.

Даже силу женской

любви, силу настоящего, подлинного человеческого чувства измеряет он количеством подарков и денежных расходов. Этот человек оправдывает подхалимство, преклонение младших перед старшими.
Попытки же честного интеллигента Жадова противостоять этому обществу воспринимаются окружающими как вредная «философия» и «вольнодумство». Если мировоззрение Вышневского или Юсова стоит на страже «старого порядка вещей», то позиция Жадова — предчувствие новых норм жизни.
В столкновении со старым миром Жадов терпит поражение. Торжествует не он, а Белогубов — питомец Юсова. В конце концов Жадов, поняв свое бессилие, отказавшись от иллюзий, вынужден обратиться к дядюшке с просьбой о доходном месте.

Таким образом, Островский очень реалистично рисует картину «обмельчания» человека, когда тот под тяжестью общественного мнения отказывается от истинных ценностей. В пятом акте Островский все же спасает Жадова от окончательного падения: темные дела Вышневского разоблачены, а преступник отдан воле суда.
Жадов раскаивается в своей «слабости». Автор изобразил своего героя очень правдиво, не скрывая бессилие этого человека перед представителями «старого порядка». Недаром Жадов говорит о себе: «Я не герой, а обыкновенный, слабый человек».

На мой взгляд, это не слабость, а неумение противостоять всему алчному и пошлому. И, к сожалению, это свойственно многим людям, так как один человек не в силах выступать против общества и социального уклада.
Мир, в котором мы живем, наше мировоззрение — это, прежде всего, общество, которое нас воспитывает и растит, так называемая массовая культура. Почему мы носим костюмы, а не набедренные повязки? Так одеваться не принято в нашем обществе. Зачем нужны гимны и флаги?

Чтобы люди были объединены общей идеей, скрепляющей общество. Большинство наших действий, практически все, что мы делаем, — это не наш выбор, а перенятые у общества нормы и правила, которые прививаются с самого детства. Хотим мы этого или не хотим, осознаем или не осознаем, разделяем или противостоим — мы живем в обществе, которое на 80 % (а может, и больше) определяет наши мысли и поступки.
Свой взгляд на проблему влияния среды на человека показал известный писатель Уильям Теккерей. По мнению автора, снобизм — основная проблема английского общества девятнадцатого века. Снобы есть во всех социальных слоях. Сноб, по определению Теккерея, — «тот, кто подло преклоняется перед подлым явлением», кто смотрит вверх с обожанием и вниз с презрением.

Лакейская психология в английском обществе того времени возносится до уровня общественного явления: «Сноб — это лягушка, которая стремиться раздуться до уровня быка».
Именно таким предстают перед нами герои романа «Ярмарка тщеславия», где нет места искренности и настоящей любви. Автор рисует нравы людей определенной эпохи, когда основной ценностью были деньги и власть. Поэтому каждый из героев мечтает только об этих благах. Композиция романа двупланова: с одной стороны, рисуется картина жизни буржуазных кругов, с другой — жизнь аристократии, к которой пытается приобщиться Ребекка Шарп.

Эта женщина умна, энергична, красива, но от ее зеленых глаз и улыбки становится страшно: она коварна, лицемерна, готова почти на все, лишь бы стать богатой и «респектабельной». Ребекка не умеет любить и восхищаться окружающим миром, впрочем, как и остальные персонажи произведения. Все у них пошло и наигранно.
Нравственные ценности аристократов подобны тем, какими обладает буржуазия. Ради денег каждый из них готов перегрызть горло конкуренту. Корыстные интересы и низменные страсти делают близких людей врагами.

Все члены семьи ждут с нетерпением смерти старой мисс Кроули, чтобы поделить ее имущество.
Уильям Теккерей показывает пороки общества изнутри, дает возможность читателю осмыслить эту действительность и сделать выводы. Однако «Ярмарка тщеславия» — роман не обличительный, писателя волнует больше молодое поколение, которому следует указывать на пошлое, противоестественное истинной сущности человека, чтобы воспитать любовь к настоящему и единственно правильному. Теккерей рисует общество, разлагающее личность, и показывает, что что-то изменить в этом порядке вещей очень сложно, на это может потребоваться много времени…
Время… Именно в нем заключается главная загадка бытия. Оно рано или поздно расставляет все по своим местам: честных и искренних людей награждает любовью и счастьем, лицемеров — болезнями и одинокой старостью. Общество никогда не стоит на месте, оно постоянно куда-то движется в своем развитии вместе со временем.

На смену одним ценностям приходят другие, меняется и быт, и мораль, и мода, и образ жизни, и образ мышления. Самое главное, на мой взгляд, — выбрать для себя границу между собой и обществом, то есть осознать, насколько общество влияет на личность и определить, какому влиянию следует поддаваться, а какого нужно избегать.


Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества