Конспект урока по биологии “Влияние осени на жизнь растений” 7 класс

КОУ ОО “Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида”

Урок биологии по теме:

“Влияние осени на жизнь растений “

7 класс

Региональный компонент

Разработала:

Учитель биологии

Яковлева Раиса Васильевна

ТЕМА УРОКА: Влияние осени на жизнь растений

Цель урока: дать представление учащимся о характерных признаках осени, влияющих на дальнейшую жизнь растений в природе.

Задачи урока.

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с осенними изменениями в жизни растений.

2.Доказать, что осеннее сбрасывание листьев, обязательное явление в жизни растений.

Развивающие:

1.Продолжать работу по формированию правильной речи учащихся, развивать и обогащать ее.

2.Корригировать слуховое внимание, восприятие и словесно-логическое мышление.

Воспитательная:

1.Продолжить работу по экологическому воспитанию школьников и воспитанию бережного отношения к природе, к своему родному краю и его красоте.

Оборудование: Карта Омской области, картина “Золотая осень” местного художника Ульянкина А. Ф., выставка рисунков детей на тему “Осенний бал листьев”, набор листьев местной флоры, мультимедиа презентация, таблицы, учебники, тетради, карточки с индивидуальным заданием.

Речевой материал: багряный – красный густого, темного оттенка; золотой – блестяще-желтый (осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья); листопад-опадание листьев у деревьев и кустарников.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Что было задано на Дом? (Проследить за температурой погоды за последние четыре дня, прочитать на с. 43 “Смена времен года”).

2.Какой сегодня день, число, месяц?

3.Какая сегодня погода? .

Слайд №1

Дни недели

+6

+5

+6

+7

– С первым домашним заданием вы справились успешно, температурные наблюдения проведены и оформлены, верно. А сейчас проверим вторую часть домашнего задания.

Учащиеся записывают в тетрадь число.

Диктант.

Задание для 1-группы.

1.Какое сейчас время года?

2.Сколько месяцев длится осень?

3.Какой сейчас месяц?

4.Назовите предыдущее время года?

5.Назовите время года, следующее за осенью?

6.Назовите самый длинный день в году?

7.Назовите самый короткий день в году?

8. Сколько в году дней?

Слайд № 2

Ответы: 1-осень, 2-три, 3-сентябрь, 4 – лето, 5- зима, 6- 22июня 7- 22декабря, 8-365 или 366дней.

Задание для 2- группы.

( На столах лежат карточки с заданием, учащиеся отвечают письменно на вопросы).

1.Самый длинный день в году? (22 мая, 22июня, 22 июля)

2.Сколько в году месяцев? (10, 12, 15).

3. Сколько в году дней?(364, 360, 365).

Слайд №3

4.Запишите по порядку осенние месяцы: ноябрь, сентябрь, октябрь.

Взаимопроверка выполненной работы по карточкам. Оценка за домашнюю работу.

III. Основная часть урока.

1.Введение в тему:

– Ребята, в чем главная причина смены времен года? (Ответы учащихся).

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с характерными признаками осени в нашем крае. Узнаем, как растения готовятся к зиме. Вспомним, как мы должны относиться к своей природе, какую можем мы оказать ей помощь.

– А теперь давайте попробуем определить с вами, о чем у нас пойдет дальше разговор на уроке? Вы видите у себя на парте таблицу под № 2. Зачеркните в ней парные буквы и прочтите полученное слово.

Слайд № 4

О

Р

А

С

Т

Е

Н

И

Я

Х

2. Знакомство с новым материалом:

– Да, сегодня мы будем говорить о растениях, об осенней природе, которая окружает нашу школу, село.

Беседа по картине. Слайд № 5

– Ребята, обратите внимание на пейзаж этой картины и на выставку ваших рисунков. Кто автор этой картины? Что вы о нем знаете? ( Названия картины “Золотая осень” – закрыты) .

(Ответы. Краткая информация о биографии Ульянкина А. Ф. Воспитывался в Петропавловском детском доме. Фронтовик.

Жил с семьей в нашем селе. Самобытный Художник, он много писал о временах года.)

Что вы видите на этой картине? Какое изображено время года?

Почему вы так считаете?

Какое название больше всего подходит к этому пейзажу, о котором написал наш художник Ульянкин А. Ф.? (Ответы учащихся).

– Мнение с художником у нас совпало, он свою картину назвал: “Золотая осень”. Вот, что об этой картине, написала наша землячка, поэтесса Зинаида Свирина.

Осень все позолотила, золотое все кругом!

И березы и осины золотым горят огнем!

Словарная работа. Слайд № 6

– Какое слово повторяется чаще всего сегодня на уроке?

– Правильно-золотой.

– Скажите, что обозначает это слово, когда мы его употребляем в речи?

– Ребята, а каким был лес летом?

– Так почему же лес осенью становится, как вы говорите “Золотым”?

– Какие этому сопутствуют причины?

– Давайте вспомним наши экскурсии в начале, в середине и в конце сентября.

Можете посмотреть свои записи в тетради. ( Ответы детей).

– А теперь сделаем сравнение летнего дня с сегодняшним днем.

(Ответы учащихся). Слайд № 7

– Ребята, обратите внимание на таблицу № 3. Прочитайте приметы лета и осени.

Таблица №3

Солнце светит ярко

Солнце светит слабо

Долгота дня

День длинный

День короткий

Небо затянуто тучами

Дожди кратковременны

Дожди затяжные

+25, +30.

Холодает: +8,+5.

Желтые, красные, золотые, бурые, Багряные

– Давайте выясним, как эти осенние явления в природе влияют на жизнь растений. Мы говорим, осенью солнце светит уже не так ярко, как летом. День становиться короче, земля начинает по ночам сильно остывать.

А корни у растений воду могут брать только из теплой земли. Поэтому, чем холоднее, тем деревья меньше берут воды из почвы. А от недостатка воды, листья становятся желтыми, красными, бурыми.

Листья на деревьях приобретают такую цветовую гамму, которую могут описать только люди увлеченные поэзией. Оценивание учащихся.

– Какое мы стихотворение учили об осеннем лесе? Расскажите отрывок, где автор описывает осеннюю листву леса.

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

Стоит над солнечной поляной, завороженный тишиной.

Словарная работа: багряный – записать в таблицу и запомнить.

– Ребята, сегодня мы с вами можем сказать, что у нас наступила пора золотой осени? А какие для этого у вас есть основания, доказательства? (Ответы ).

– Выслушав ваши ответы, которые были достаточно убедительны и верны, давайте оценим вашу работу. (Дети сами оценивают свои знания, а учитель выставляет себе в оценочный лист).

– Работа с учебником. Откройте с.44, найдите в тексте описание осени. О какой осенней примете мы с вами прочитали в учебнике? Прочтите еще раз.

Посмотрите в свои таблички под № 3, у вас осталась незаполненная последняя строка, дома запишите примету осени из учебника в эту строку.

– А теперь давайте рассмотрим, от чего и почему начинается листопад? Сегодня мы можем сказать, что листопад уже начался? Листопад всегда начинается после первых заморозков.

А на всех ли деревьях листопад начинается одновременно?

Какие деревья облетают первыми?

Какие деревья, сбрасывают листья, последними?

А какие деревья совсем не сбрасывают листья?

А как вы думаете, почему в природе наступает листопад?

Ответ давайте найдем в учебнике на с. 64.

(Многолетние растения готовятся к зиме. Их листья меняют окраску. Из зеленых они превращаются в золотые, оранжевые, багрово-красные. После этого деревья и кустарники сбрасывают листья.

Этот процесс называют листопадом, т. е. тогда, когда для растения создаются неблагоприятные условия, например, наступают зимние холода.).

1.А что происходит с однолетними травянистыми растениями осенью?

2. Как они готовятся к зиме? ( Дети находят ответ и зачитывают).

3.Одинаково ли все растения готовятся к зиме? (Выводы учащихся).

Первичное закрепление изученного материала.

Тестирование. Слайд № 8

1.Деревья сбрасывают листья потому, что…

А) спасаются от засухи;

Б) охлажденную воду корни не могут всасывать;

В) оставаясь, листья на ветвях, от снега ветви ломались бы.

– Оценивание данной работы.

– Ребята, какое стихотворение вы учили о листопаде? Читает ученик.

Опустел скворечник, улетели птицы!

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно тоже в Африку улететь хотят!

– А сегодня у нас точно листья улететь хотят в Африку, посмотрите, как они кружатся, медленно и плавно, опускаясь на землю.

– Прочитайте высказывание А. Толстого и обратите внимание, как он точно отразил в нем полет листьев осенью. (Читает ученик).

“Кружатся медленно в безветрии лесном,

На землю желтый лист спадает за листом”.

А. Толстой.

( Высказывания детей о листопаде).

III. Заключительная часть.

Игра. Угадай дерево по листочкам. Слайд № 9

– Ребята, у вас на партах лежат листья с деревьев, вы должны с помощью вопросов определить к какому дереву они принадлежат.

1.Это дерево является символом нашей Родины?

2.Какое дерево весной распускает сережки?

3.Это дерево имеет белый ствол.

1.Это дерево всех боится.

2.Это дерево имеет красные листья.

3.Имеет зеленый ствол.

1.Это дерево зимой и летом одним цветом.

2. Листочки узкие, колючие.

3.Любит зимой наряжаться.

– Много придумано загадок об осени и ее красках. Давайте отгадаем их.

Поглядите на нее, вся одета в золото. А сама лепечет: “Стыну” и дрожит от холода”.

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

Целый день играют в прятки с ветром рыжие заплатки.

Жаль озябшего бедняжку, всем ветрам и ветеркам, он последнюю рубашку, раздарил по лоскуткам!

– В старину народ примечал изменения в природе осенью и отразил в поговорках. А как понимаете смысл этих слов.

Слайд № 11

“Весной – веселит, летом – холодит,

– Осенью – питает, зимой – согревает”.

– А как мы должны вести себя в осеннем лесу? (Правила поведения в лесу).

– А какой самый злой враг леса?

– Чем мы с вами можем помочь нашей окружающей природе?

– Оценивание учащихся.

IV. Домашнее задание. Слайд № 12

– 1 группа. С. 44: Прочитать, ответить на 1- 3 вопросы. Заполнить последнюю строку в таблице.

– 2 группа. С.44, прочитать, ответить на 1, 3 вопросы. В конвертах листья клена, осины, рябины и березы, определить по ним дерево.

V. Итог урока.

– Давайте повторим, какие же признаки говорят о том, что уже давно наступила осень? ( Ответы учащихся.)

1. Солнце не поднимается высоко над горизонтом.

2.День стал короче, а ночь длиннее.

3.Зачастили туманы и дожди.

4. Понижается температура воздуха.

5. Остывает почва и вода.

6. Пожелтели листья. Слайд № 13

ВЫВОДЫ: Из-за понижения температуры растения перестают брать из почвы воду. Листья начинают желтеть и опадать, чтобы не погибли деревья.

Комментированное выставление оценок

Рефлексия



Конспект урока по биологии “Влияние осени на жизнь растений” 7 класс