Урок на тему: Появление Ильи Муромца в белокаменных палатах князя Владимира
Последний, третий урок строим уже на другой основе. Вместо составления “картинного” плана, обращаемся к выразительному чтению, поставив перед учащимися задачу определить, какие отношения возникли между великим киевским князем и Ильей Муромцем – крестьянским сыном, богатырем святорусским. Надо так прочитать их беседу, чтобы слушатели уловили, что таится за речами.
Опираясь на проделанную дома работу, пятиклассники читают в лицах (с участием “сказителя” – автора) отрывок с 88-й строки до 150-й.
Чтение обсуждается, учитель
Илья Муромец приезжает к князю на “широкий двор”
Но перед князем он появляется никому не известным “добрым молодцем”, скромно выполняющим положенный обряд приветствия:
Крест-от клал он по-писаному, Вел поклоны по-ученому…
Князь Владимир “выспрашивает” гостя. Сначала его обращение к богатырю исполнено доброжелательности и ласки:
Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец, Тебя как-то, молодца, по имени зовут, Величают, удалого, по отечеству? Узнав, что перед ним “старый казак” из села Карачарова, князь обращается к Илье уже по-другому, гораздо более холодно: Ай же ты, старые казак да Илья Муромец… После ответа богатыря, что тот ехал в Киев “дорожкой прямоезжею”, Владимир уже не сдерживается, в его словах, обращенных к Илье, звучат гнев, высокомерие, презрение: Ай же мужичище-деревенщина! Во глазах, мужик, да подлыгаешься!
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Оказывается, Владимир стольнокиевский прекрасно знал, что Чернигов окружен врагами, что на прямоезжей дорожке злодействовал Соловей Разбойник. Знал и ничего не мог сделать, чтобы очистить землю Русскую. Поэтому он не хочет верить Илье, поэтому так огорошивает его живое доказательство правдивости богатыря – плененный разбойник.
Илья Муромец посрамляет князя. Горячее сочувствие положению народа, бескорыстное воинское служение интересам всей Русской земли высоко поднимает “мужичищу-деревенщину” над слабым, эгоистичным и равнодушным к жизни народа правителем Киева. Окончательно князь Владимир разоблачается, когда, сталкивается лицом к лицу с полоненным Соловьем, накинув в спехе шубоньку “на одно плечко”, соболью шапочку “на одно ушко”.
Соловей не признает князя, он не выполняет его приказаний и повинуется только своему победителю. Полусвист и полукрик Соловья приводит князя Владимира в полное смятение. В былине с юмором рисуется его испуг:
А Владимир-князь-от стольнокиевский Куньей шубонькой укрывается…
Последние строки былины – апофеоз Ильи Муромца, крестьянского сына. Он предстает перед нами как воин, живущий интересами родного народа, стоящий на страже его спокойствия и безопасности, утверждающий на Земле порядок и справедливость. Таким образом, в процессе аналитического чтения былины Учащиеся подготовили ответы на пять первых вопросов, которое предлагаются в учебнике к былине.
Такие вопросы дают Достаточный материал для характеристики Ильи Муромца, если характеристикой мы будем считать для этого этапа литературного образования детей осмысление поступка (а в былине. Это подвиг связи поступков и тех побуждений, которые толкнули героя на свершение подвигов.
Чтобы отбор примеров не превратился в чисто формальную деятельность, школьникам можно предложить ответить, как при помощи: постоянных определений и слов с уменьшительными суффиксами народ выразил свое отношение к Илье Муромцу. Это отношение легко осознается при рассмотрении таких примеров: “удаленький дородный добрый молодец”, “плеточку шелковую во белу руку”, “во свои берет во белы он во ручушке, он тетивочку шелковеньку натягивал, а он стрелочку каленую накладывал”, “пристегнул его ко правому ко стремечку булатному” и т. д. (сравним, как обращается к богатырю, желай унизить его, князь Владимир: “Ай же мужичище-деревенщина!”)’. Особое внимание надо уделить тому, чтобы пятиклассники хорошо усвоили, что такое гипербола. Те же. повторения–“Враги под Черниговом”, “Свист Соловья” – содержат в себе и гиперболы.
Пусть дети попытаются это доказать.
Затем необходимо, чтобы они сами поискали примеры гипербол в тексте былины (например, разгром вражьей силы под Черниговом, сила богатырского коня и др.). Для чего употреблены эти гиперболы? С их помощью создается представление об Илье Муромце как о могучем, непобедимом богатыре. Как использовал прием гиперболы художник Е. Кибрик: “Дети смогут “найти” гиперболу и в иллюстрации к былине.
Естественным завершением работы станет прослушивание былины (или ее части) в исполнении А. Покровского с гусельным сопровождением. При объяснении школьникам понятия о былине и гиперболе можно использовать фильм “Русские былины”.