Урок: Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта

Тема.
Александр Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта Цель:
показать причины обращения поэта к истории, пояснить, в чем проявилось воплощение в материале далекого прошлого; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки выразительного чтения в лицах; Воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, чувство слова; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства.

Оборудование: портрет А. Пушкина; иллюстрации В.

М. Васнецова к “Песне о вещем Олеге”. ХОД УРОКА
I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть II.

Актуализация опорных знаний учащихся 1. Слово учителя – Говоря об обращении А.

С. Пушкина к исторической тематике, мы отметили глубокое уважение и неподдельный интерес поэта к прошлому, его умение “погружать” читателя в изображаемую эпоху путем введенная в текст баллады устаревшей лексики.

Но есть еще что-то, ради чего поэт обратился к прошлому Словно Пушкин хотел найти в былом ответы на мучившие его в настоящем вопросы, сделать

свои мысли о современности достоянием общества. 2. Словарная работа (проверка домашнего задания) Вещий – (высокий стиль). Предвидящий будущее, пророческий. Словарь русского языка С.

И. Ожегова.- М. : Русский язык, 1990.- С. 82.

Віщій, кому все вьдомо и кто вьщает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрокь, предусмотрительный разсудительный, умно и красно говорящій. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.

– М.: Русский язык, 1989.- Т. 1.

– С. 336. 3. Беседа с учащимися по домашнему заданию 1) Кого Пушкина называет в балладе “вещим”? (“Вещий Олег”) Почему он вещий? 2) Какое еще слово, понятие в балладе Пушкин сопровождается этим определением? (“Вещий язык” – о волхвах) 3) Какие еще определения создают образ кудесника?

(“Мудрий старец”, “вдохновенный кудесник”) Учитель. Поскольку сюжет “Песни о вещем Олеге” Пушкина от летописного сказання в “Повести временных лет” отличается именно красно – красиво. Образами князя Олега и старого волхва, основан именно на их диалоге, давайте исследуем текст внимательнее.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков
1. Выразительное чтение баллады в лицах 2. Письменный подбор материала с целью сравнения персонажей с соответствующим попутным комментарием Князь Олег Кудесник “Князь по полю едет на Берном коне” “…

Подьехал Олег” “Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник” Учитель. Итак, князь разговаривает со старикомволхвом, сидя в седле, свысока. Обращаясь за предсказанием (помощью, советом), он даже внешне подчеркивает свое превосходство. (Обращение к иллюстрациям В. М. Васнецова) Князь Олег “могучий владыка” “соседивраги” “победой прославлено имя твоє” “волны и суша покорны тебе” “завидует недруг” “и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя” “незримьш хранитель могущему дан” Кудесник “любимец богов” Ничего земного: ни богатства, ни положения Следствие могущества на земле; признано всеми и во всем Учитель.

Обратите внимание: в начале баллады князь характеризуется как “могучий”, через некоторое время мы наблюдаем повторение характеристики, но на качественно новом зтапе, высоким стилем.

Отсюда и разговор свысока: Не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Князь привык, что его боятся и ждут от него наказания (“обрек он мечам и пожарам”) либо награды. Что же отвечает князю собеседник?

Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен. Могущество, сила, богатство, положение на земле для волхва не имеет значення! Обратите внимание: кудесник говорит во множественном числе “волхвы”, “им”, причисляя себя к какому-то определенному кругу, избранность которого с гордостью отмечает: “Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен”. Он – как посланник, глашатай воли небес судьбы: “Запомни же ныне ты слово моє”.

Благодарит ли князь волхва за предсказание? Можно ли сказать, что оно произвело на него впечатление?

(Да, он отдал подробные и очень змоциональные (!) указания насчепг коня, он даже вспомнил о коне через время. ) А почему же князь не поблагодарил кудесника? (Не счел нужным, воспринял как службу, как само собой разумеющееся. ) Сбылись ли предсказания формально?

Какова реакция князя? (О коне Князь вспоминает в некотором смисле потребительски: “Мой конь и донине носил би меня” “Не ти под секирой ковьть обагрить И жаркою кровью мой прах напоишь! ” О кудеснике: Оскорбительно, за глаза: “Кудесник, ти лживий, Безумний старик! Презреть би твоє предсказанье!

” О судьбе: “Вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!”) Чем заканчивается баллада? Кого показал Пушкин в образе кудесника?

IV. Подведение итогов урока
Учитель.

Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важна авторская оценка происходящего. Автор может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свое мнение о настоящем. Кто, по мнению Пушкина, “вдохновенный кудесник”?

Чей “вещий язык” “правдив и свободен”? Кто не боится “могучих владык”? Вернемся к толкованию В. Даля: поэт – “…

Умно и красно говорящий”. Итак, это о поэте, точнее, о себе писал Пушкин. V.

Домашнее задание Подготовка к конкурсу выразительного чтения баллад наизусть. индивидуальное задание: подготовить сообщение о Р. Стивенсоне.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок: Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта