Умение не завидовать (на примерах из русской классической литературы)
Зависть – один из самых распространенных человеческих пороков. Наверное, он является неотъемлемой частью человеческой натуры. Мне кажется, что большинство людей хотя бы раз в жизни испытывали это чувство.
И только очень самодостаточный человек может жить, не сравнивая себя с другими, свои успехи – с чужими, свои достоинства – с достоинствами других людей.
Говорят, что есть зависть “черная” и “белая”. “Черная” связана со злобой, желанием навредить тому, кому завидуешь, желанием ему несчастья и неудачи. “Белая”
В русской классической литературе, объектом которой является человеческая душа, можно найти много примеров не зависти, а умения не завидовать. Это качество всегда ценилось писателями как показатель истинно нравственной натуры.
Так, для примера обратимся к роману Л. Н. Толстого “Война и мир”. Этот классик известен своей философско-нравственной концепцией, основанной на христианской морали. Исходя из этой концепции, писатель рисует героев, изображает их жизнь, оценивает ее.
Мне кажется, что
Просто потому, что считает зависть большим грехом, недостойным истинной христианки и человека.
А если подумать, то поводов для зависти у этой героини было достаточно. Она жила с отцом в семейном имении, полностью подчиняясь этому властному и даже деспотичному человеку. Княжне Марье давно пора было бы завести свою семью, но она старательно занимается с отцом непонятной ей геометрией, считая это дочерним долгом.
Князь Николай очень привязан к дочери, ведь, по сути, это единственный человек, оставшийся с ним рядом. Марью Болконский-старший считает своей собственностью, обязанной быть всегда рядом с ним. Поэтому он так неохотно принимает ее женихов, так грубо обращается с дочерью, видя ее попытки выглядеть красивой.
Князь Николай просто боится потерять горячо любимую дочь, боится остаться один.
Подруги Марьи или давно вышли замуж, или заводят один роман за другим, рассказывая ей в письмах о своих поклонниках (Жюли Карагина). Но Марья, сравнивая себя с ними, не ропщет. Где-то она даже приготовилась всю жизнь выполнять роль усердной дочери и доброй тетушки, старой девы. Но судьба преподносит героине подарок.
За ее нравственность и чистоту княжна “получает” хорошего мужа, свою семью. Героиня выходит замуж за Николая Ростова, у нее появляются дети. Кроме того, она становится родственницей Ростовых, и в их лице получает друзей, любящих родственников.
Умением не завидовать обладает и еще одна героиня “Войны и мира” – Соня. Почти всю жизнь эта девушка находилась в семье Ростовых, была ближайшей подругой Наташи. Мы знаем, что Соня была безумно влюблена в Николая Ростова и мечтала выйти за него замуж.
Но судьба распорядилась по-другому: Соня и Николай остались лишь друзьями.
Героиня так и не вышла больше замуж, всю свою жизнь посвятив семье Ростовых, Наташе и ее семье. У Сони были, конечно, поводы завидовать и Наташе, которая, в конце концов, обрела свое счастье, и той же княжне Марье, вышедшей замуж за Николая, даже Вере Ростовой. Но нигде писатель ни единым словом не упоминает о зависти Сони.
У этой героине много недостатков, но зависть не входит в их число.
Не свойственна зависть, на мой взгляд, и многим героям Чехова. Так, главные персонажи его пьесы “Три сестры” – сестры Прозоровы – обладают, может быть, многими недостатками. Они неспособны изменить свою жизнь к лучшему. Ольга, Ирина и Маша стремятся в Москву.
Этот город, город их воспоминаний и иллюзий, героини считают своим спасением. Ведь там, где они живут сейчас, они несчастливы.
Ольга работает учителем в гимназии. Она хороший преподаватель, ее ценят и учителя, и ученики. Но, кроме этого, у героини в жизни ничего нет.
Постепенно она превращается в старую деву. Маша несчастлива в браке, разочарована в своем муже. Она влюбляется в более достойного человека – Вершинина, но у их любви нет будущего, нет перспектив.
Ирина грезит о счастливом будущем не только для себя, но и для всех людей, но ничего пока не делает для этого.
Кроме того, героини несчастливы и от того, что несчастлив их брат. Этот талантливый человек не может реализовать свои способности в их городке, он мечтает преподавать в московском университете. Несчастлив Андрей Прозоров и в браке.
Его жена – мещанка в худшем смысле этого слова, которая неспособна понять своего мужа, разделить с ним его интересы.
Но, несмотря на все это, мне кажется, героини никому и ничему не завидуют, по большому счету. Это объясняется и интеллигентностью их натуры, воспитанием, которое просто не позволяет зависти завладеть героинями. Это объясняется и чистотой, цельностью их натуры, большим потенциалом, который девушки, увы, никогда не реализуют. Но это объясняется и пустотой той жизни, что окружает сестер Прозоровых.
Им просто нечему и некому завидовать там, где они живут.
Таким образом, судя по произведениям русских классиков, зависть не входит в число основных пороков русского человека. Чем это объяснить? Загадочной русской душой? Религиозностью русского человека?
Его высокой нравственностью? Вариантов может быть очень много. Так же как и споров вокруг этой “вечной” темы.