Отблески русской классической поэзии в творчестве Арсения Тарковского



Главное для меня – это поэзия, которую
я понимаю как жизнетворение.
Арсений Тарковский.
Автобиография

Кухарка жирная у скаред
На сковородке мясо жарит,
И приправляет чесноком,
Шафраном, уксусом и перцем,
И побирушку за окном
Костит и проклинает с сердцем.
А я бы тоже съел кусок,
Погрыз бараний позвонок
И, как хозяин, кружку пива
Хватил и завалился спать:
Кляните, мол, судите криво,
Голодных сытым не понять.
У, как я голодал мальчишкой!
Тетрадь стихов таскал под мышкой,
Баранку на два

дня делил:
Положишь на зубок ошибкой…
И стал жильем певучих сил,
Какой-то невесомой скрипкой.
Сквозил я, как рыбачья сеть,
И над землею мог висеть.
Осенний дождь, двойник мой серый,
Долдонил в уши свой рассказ,
В облаву милиционеры
Ходили сквозь меня не раз.
А фонари в цветных размывах
В тех переулках шелудивых,
Где летом шагу не ступить,
Чтобы влюбленных в подворотне
Не всполошить? Я, может быть,
Воров московских был бесплотней,
Я в спальни тенью проникал,
Летал, как пух из одеял,
И молодости клясть не буду
За росчерк звезд над головой,
За глупое пристрастье
к чуду
И за карман дырявый свой.

1957

Индивидуальное домашнее задание. Сравните мироощущение лирического “я” стихотворения А. Тарковского

Кухарка жирная у скаред… со стихами Н. Заболоцкого

На рынке,

Свадьба,

Пекарня,

Рыбная лавка (по выбору учащихся).

К середине 1920-х годов поэт обосновался в Москве. В это же время были опубликованы его первые стихи, но до Великой Отечественной войны стихотворных публикаций было мало, а переводов много – более восьмидесяти тысяч стихотворных строк туркменских, армянских, грузинских классиков и современных поэтов. “Кто-то из друзей, – пишет Тарковский в автобиографии, – советовал мне издать мои стихи под видом переводов, но я на это не пошел не столько из-за чрезмерного авторского самолюбия, сколько из-за полнейшего равнодушия ко всякого рода авантюризму”.

С 1941 по 1943 год Тарковский был на фронте, работал в редакции военной газеты 11-й (потом 16-й гвардейской) армии, но его военная служба закончилась задолго до окончания войны. После тяжелого ранения поэту ампутировали ногу, и он снова взялся за переводы.

(Чтение стихотворения

Переводчик ).

Переводчик

Шах с бараньей мордой – на троне.
Самарканд – на шахской ладони.
У подножья – лиса в чалме
С тысячью двустиший в уме.
Розы сахариной породы,
Соловьиная пахлава,
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.
Полуголый палач в застенке
Воду пьет и таращит зенки.
Все равно. Мертвеца в рядно
Зашивают, пока темно.
Спи без просыпу, царь природы,
Где твой меч и твои права?
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.
Да пребудет роза редифом,
Да царит над голодным тифом
И соленой паршой степей
Лунный выкормыш – соловей.
Для чего я лучшие годы
Продавал за чужие слова?
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.
Зазубрил ли ты, переводчик,
Арифметику парных строчек?
Каково тебе по песку
Волочить старуху-тоску?
Ржа пустыни щепотью соды
Ни жива шипит, ни мертва.
Ах, восточные переводы,
Как болит от вас голова.

1960

С каким чувством в стихотворении описывается деятельность переводчика с восточных языков?

Индивидуальное домашнее задание. Составьте лексический и культуроведческий комментарии к стихотворению

Переводчик.

Военные впечатления А. Тарковского отразились в его послевоенных стихах.

(Чтение стихотворений

Проводы и

Иванова ива.)

Проводы

Вытрет губы, наденет шинель
И, не глядя, жену поцелует.
А на улице ветер лютует,
Он из сердца повыдует хмель.

И потянется в город обоз,
Не добудешь ста грамм по дороге,
Только ветер бросается в ноги
И глаза обжигает до слез.
Был колхозником – станешь бойцом.
Пусть о родине, вольной и древней,
Мало песен сложили в деревне –
Выйдешь в поле, и дело с концом.
А на выезде плачет жена,
Причитая и руки ломая,
Словно черные кони Мамая,
Где-то близко, как в те времена,
Мчатся, снежную пыль подымая,
Ветер вьет, и звенят стремена.

1943

Иванова ива

Иван до войны проходил у ручья,
Где выросла ива неведомо чья.

Не знали, зачем на ручей налегла,
А это Иванова ива была.

В своей плащ-палатке, убитый в бою,
Иван возвратился под иву свою.

Иванова ива,
Иванова ива,
Как белая лодка, плывет по ручью.

1958

Есть ли разница в изображении войны в стихотворении, написанном “по горячим следам”, и стихотворении, созданном значительно позже?

Какие черты русского фольклора можно заметить в этих стихотворениях?

Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте военную лирику А. Тарковского со стихами о войне поэтов Серебряного века:

Наступление и

Вой­на Н. Гумилева,

На кортике своем: Марина… и

Юнкерам, убитым в Нижнем М. Цветаевой,

Июль 1914 и стихи из цикла

Ветер войны А. Ахматовой (по выбору учащихся).

В 1946 году издательство

Советский писатель подготовило к печати первую книгу стихов поэта, но ей не суждено было дойти до читателя. После всех корректур книга была снята с производства. Сам Тарковский связывал это с постановлением о журналах

Звезда и

Ленинград и написал в автобиографии: “…К ним ни я, ни мои стихи не имели никакого отношения”. Его первая (!) книга стихов

Перед снегом вышла только в 1962 году, когда поэту было уже 55 лет, а затем, в 1966 году, – вторая книга

Земле – земное.

Как признавался сам поэт, он с сердечной благодарностью вспоминал прекрасных русских поэтов, с которыми судьба связала его “более или менее близким знакомством: О. Э. Мандельштама, Э. Г. Багрицкого, А. А. Ахматову, М. И. Цветаеву, Н. А. Заболоцкого и многих других”. Он подчеркивал: “Также очень много дали мне знакомство и дружба с художниками и музыкантами, любовь к их искусству. И еще к астрономии, занятиям которой я предавался с детства до недавнего времени”.

(Чтение стихотворения

Телец, Орион, Большой Пес”.)

Телец, Орион, Большой Пес

Могучая архитектура ночи!
Рабочий ангел купол повернул,
Вращающийся на древесных кронах,
И обозначились между стволами
Проемы черные, как в старой церкви,
Забытой богом и людьми.
Но там
Взошли мои алмазные Плеяды.
Семь струн привязывает к ним Сапфо
И говорит:
“Взошли мои алмазные Плеяды,
А я одна в постели, я одна.
Одна в постели!”

Ниже и левей
В горячем персиковом блеске встали,
Как жертва у престола, золотые
Рога Тельца,
и глаз его, горящий
Среди Гиад,
как Ветхого Завета
Еще одна скрижаль.
Проходит время,
Но – что мне время?
Я терпелив,
я подождать могу,
Пока взойдет за жертвенным Тельцом
Немыслимое чудо Ориона,
Как бабочка безумная, с купелью
В своих скрипучих проволочных
лапках,
Где были крещены Земля и Солнце.

Я подожду,
пока в лучах стеклянных
Сам Сириус –
с египетской, загробной,
собачьей головой –
Взойдет.

Мне раз еще увидеть суждено
Сверкающее это полотенце,
Божественную перемычку счастья,
И что бы люди там ни говорили –
Я доживу, переберу позвездно,
Пересчитаю их по каталогу,
Перечитаю их по книге ночи.

Незадолго до смерти Тарковский пишет ряд стихов о поэте и поэзии, продолжая тем самым вечную тему русской лирики.

(Чтение стихотворения

Меркнет зрение – сила моя… , 1977).

Меркнет зрение – сила моя,
Два незримых алмазных копья;
Глохнет слух, полный давнего грома
И дыхания отчего дома;
Жестких мышц ослабели узлы,
Как на пашне седые волы;
И не светятся больше ночами
Два крыла у меня за плечами.
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.

Докажите, что в этом стихотворении воплощается традиционная для русской лирики тема поэта и поэзии. Что нового вносит в развитие этой темы Тарковский?

Индивидуальное домашнее задание. Сопоставьте стихотворение А. Тарковского

Рифма (1958) со стихотворением А. Пушкина

Рифма – звучная подруга… . В чем, по мнению А. Тарковского, величие слова и рифмы?

Вторая половина занятия может быть организована как практикум с использованием групповой формы работы.

Задания для работы в группах

Группа 1. Дайте интерпретацию стихотворения А. А. Тарковского

Как Иисус, распятый на кресте… , используя следующие вопросы или предложив свой путь анализа.

1. Какие философские проблемы поднимает автор в стихотворении?
2. Как в нем переосмысливается известный евангельский сюжет?
3. Каков эмоциональный пафос текста? Как он создается?
4. Какие поэтические образы показались вам самыми неожиданными и почему?

Как Иисус, распятый на кресте,
Зубец горы чернел на высоте
Границы неба и приземной пыли,
И солнце поднималось по кресту,
И все мы как на каменном плоту,
По каменному океану плыли.
Так снилось мне.
Среди каких степей,
В какой стране, среди каких нагорий
И чья душа, столь близкая моей,
Несла свое слепительное горе?
И от кого из пращуров своих
Я получил наследство роковое –
Шипы над перекладиной кривою,
Лиловый блеск на скулах восковых
И надпись над поникшей головою?

1962

Группа 2. Сопоставьте стихотворение Тарковского

Посредине мира со стихотворением Фета

На стоге сена ночью южной… .

1. Составьте к каждому стихотворению краткий лексический и культуроведческий комментарий.
2. Как каждый из поэтов решает проблему вза­имоотношений Человека и Мира?
3. Что в стихотворении Тарковского созвучно поэзии “золотого века”?

А. А. Тарковский
Посредине мира

Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Я Нестор, летописец мезозоя,
Времен грядущих я Иеремия.
Держа в руках часы и календарь,
Я в будущее втянут, как Россия,
Я прошлое кляну, как нищий царь.
Я больше мертвецов о смерти знаю,
Я из живого самое живое.
И – боже мой! – какой-то мотылек,
Как девочка, смеется надо мною,
Как золотого шелка лоскуток.

1958

А. А. Фет

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

Группа 3. Сопоставьте стихотворение Тарковского

Перед листопадом со стихотворением Ахматовой

Небывалая осень построила купол высокий… .

– Определите тему и главную мысль каждого стихотворения.
– В чем общность и различие лирического “я” этих стихотворений?
– Какие художественные детали помогают понять ощущение мира у каждого поэта?
– Найдите в стихотворениях черты поэзии акмеизма.

А. Тарковский

Перед листопадом

Все разошлись. На прощанье осталась
Оторопь желтой листвы за окном,
Вот и осталась мне самая малость
Шороха осени в доме моем.
Выпало лето холодной иголкой
Из онемелой руки тишины
И запропало в потемках за полкой,
За штукатуркой мышиной стены.
Если считаться начнем, я не вправе
Даже на этот пожар за окном.
Верно, еще рассыпается гравий
Под осторожным ее каблуком.
Там, в заоконном тревожном покое,
Вне моего бытия и жилья,
В желтом, и синем, и красном – на что ей
Память моя? Что ей память моя!

1929

А. Ахматова

Небывалая осень построила купол высокий.
Был приказ облакам этот купол собой
не темнить,
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда подевались студеные влажные дни?
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней.
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских
и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший
в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось – сейчас забелеет прозрачный
подснежник…
Вот тогда подошел ты, спокойный, к крыльцу
моему.

1922

Группа 4. Сопоставьте стихотворение Тарковского

Петровские казни с картиной Сурикова

Утро стрелецкой казни.

Передо мною плаха
На площади встает,
Червонная рубаха
Забыться не дает.
По лугу волю славить
С косой идет косарь.
Идет Москву кровавить
Московский государь.
Стрельцы, гасите свечи!
Вам, косарям, ворам
Ломать крутые плечи
Идет последний срам.
У, буркалы Петровы,
Навыкате белки!
Холстинные обновы.
Сынки мои, сынки!

1958

1. Составьте к стихотворению лексический и культуроведческий комментарий.
2. Каков эмоциональный пафос каждого произведения?
3. Проанализируйте цветовые образы стихотворения и сравните их с колоритом картины.
4. В чем общность и различие главных образов картины и стихотворения? Можно ли доказать, что Тарковский “рисует словом”?

После отчета каждой группы подводятся итоги.

Итоги занятия. Лирике Тарковского присущи черты, свойственные русской поэзии классического периода. Вслед за Тютчевым и Фетом Тарковский воспринимает мир в единстве человека и природы. Она мудра и разумна, а человек не царь природы, а неразумный сын ее.

Только приблизившись к тайнам бытия, познав их, он перестает бояться смерти, побеждает ее. Для лирики Тарковского характерны образы-символы, интерес к тайным и неразгаданным знакам, глубокая и тонкая символика русского фольклора, а также свойственная акмеистам предметность мира, его “вещность”.

У Тарковского есть поэтический цикл из четырех стихотворений, который называется

Пушкинские эпиграфы (1976-1977). На слова первого стихотворения из этого цикла

Почему, скажи, сестрица… современные барды Вадим и Валерий Мищуки написали песню (см.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Отблески русской классической поэзии в творчестве Арсения Тарковского