Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759-1805), теоретик классической литературы

Начало творческого пути. Шиллер родился 10 ноября 1759 г. в швабском городке Марбах-на-Некаре (герцогство Вюртембургское) в семье военного фельдшера. В 1772 г. он окончил латинскую школу в Люд вигсбурге.

К этому времени относятся его первые литературные опыты. С 1773 по 1780 г.

Шиллер учился в Военном Питомнике (вскоре переименованном в Военную академию Карла Евгения, или Карлшуле) сначала на юриста, потом на врача. По окончании, представив диссертацию “Опыт исследования вопроса о связи между духовной и животной природой человека”, он был

назначен полковым лекарем в штутгартский гарнизон. От учебного заведения у Шиллера остались самые мрачные воспоминания: “Через печальную, мрачную юность вступил я в жизнь, и бессердечное, бессмысленное воспитание тормозило во мне легкое, прекрасное движение первых зарождавшихся чувств”. Но именно здесь он увлекся Плутархом, Шекспиром, Руссо, Лес-сингом, Гете (под влиянием “Страданий юного Вертера” в 1776 г.

Написал драму “Нассауский студент”, драма не сохранилась), осуществил свои первые публикации. Здесь в 1778 г. Шиллер начал писать драму в пяти действиях “Разбойники”, которая принесла

ему славу. “Разбойники”. Эту драму Шиллера, оконченную и напечатанную в 1781 г. и с триумфом представленную сначала в Мангеймском театре, а затем по всей Германии, следует считать итогом развития “Бури и натиска”.

Судя по письмам Шиллера конца 1770-х – начала 1780-х годов, его эстетические наклонности формировались в ходе усвоения литературы предромантической ориентации (Клопшток, переработки “Песен Оссиана”, “Гец фон Берлихинген” Гете, “Детоубийца” Вагнера, “Юлий Терентский” Лейзевица, “Дезертир” Мерсье, Шекспир, Руссо). В гениальной юношеской драме “Разбойники” все эти влияния синтезированы, “шекспировская” и “руссоистская” ветви “Бури и натиска” объединены, причем шиллеровский синтез предполагает критический подход к обоим течениям в штюрмерстве. Мир “Разбойников” нельзя понять, не раскрыв связи между этими двумя тенденциями.

В драме Ш иллера возникает своеобразное двоемирие. “Малый мир” воссоздается в духе сентиментализма Руссо: это мир гармонии, семейных радостей, красоты естественного чувства простых, обычных людей, мир добра и разума, мир, живущий по закону любви – главному закону Природы. Черты этого мира, вполне соответствующего идеалам просветителей, раскрываются в образах благородного, любящего, доверчивого старика Моора, Амалии, которая любит Карла, верного графского слуги Даниэля.

Шекспир дал Шиллеру знание иного, “большого мира”, где добро сталкивается со злом, разум – с безумием, естественные чувства – с болезненными страстями, где царят хаос и дисгармония. Это мир гигантов и злодеев, мятежа и преступлений. Так вырисовывается основа трагического у Шиллера: невозможно человеку больших страстей заключить себя в идеальном “малом мире”, как бы он к этому ни стремился. “Большой мир” расширяет просветительское представление о Природе.

В мрачной фигуре Франца Моора воплощено абсолютное Зло. Основная черта шиллеровского героя в “Разбойниках” – его” неистовость, которая резко отличает его от героя классицистов и героя просветителей – последователей Лессинга. С предромантической неистовостью связан и специфический предромантический конфликт: на смену классицистическому столкновению долга и чувства, спорам просветителей о разуме и чувстве, их роли в жизни человека приходит конфликт разумного и неразумного.

Шиллер остается просветителем в своих идеалах, но, признавая конечное всесилие разума, он раскрывает новую оппозицию, новый, во многом уже романтический конфликт. “Коварство и любовь”. Шиллер в письме к В. Ф.

Г. Рейнвальду (от 14 апреля 1783 г.) раскрыл одну из важных черт новой драматургии: “Мы, поэты, трогаем, потрясаем, воспламеняем тогда, когда сами почувствовали страх за наших героев и сострадание к ним. Участливость любящего подмечает в сто крат больше нюансов, нежели самый зоркий взгляд наблюдателя”. Это своего рода программа “мещанской трагедии” Шиллера “Коварство и любовь” (1784), считающейся последним выдающимся произведением “Бури и натиска”.

Любовь знатного юноши Фердинанда, пламенного и неистового, и простой девушки Луизы Миллер наталкивается на общественное неприятие, основанное на сословных предрассудках.

Став жертвой организованной травли, интриги, во главе которой оказался злодей – премьер-министр безымянного немецкого герцогства, герои гибнут. Произведение Шиллера выходит за рамки семейных отношений, перерастает из “мещанской трагедии” в первую немецкую политическую трагедию.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759-1805), теоретик классической литературы