Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759-1805), теоретик классической литературы
Начало творческого пути. Шиллер родился 10 ноября 1759 г. в швабском городке Марбах-на-Некаре (герцогство Вюртембургское) в семье военного фельдшера. В 1772 г. он окончил латинскую школу в Люд вигсбурге.
К этому времени относятся его первые литературные опыты. С 1773 по 1780 г.
Шиллер учился в Военном Питомнике (вскоре переименованном в Военную академию Карла Евгения, или Карлшуле) сначала на юриста, потом на врача. По окончании, представив диссертацию “Опыт исследования вопроса о связи между духовной и животной природой человека”, он был
Написал драму “Нассауский студент”, драма не сохранилась), осуществил свои первые публикации. Здесь в 1778 г. Шиллер начал писать драму в пяти действиях “Разбойники”, которая принесла
Судя по письмам Шиллера конца 1770-х – начала 1780-х годов, его эстетические наклонности формировались в ходе усвоения литературы предромантической ориентации (Клопшток, переработки “Песен Оссиана”, “Гец фон Берлихинген” Гете, “Детоубийца” Вагнера, “Юлий Терентский” Лейзевица, “Дезертир” Мерсье, Шекспир, Руссо). В гениальной юношеской драме “Разбойники” все эти влияния синтезированы, “шекспировская” и “руссоистская” ветви “Бури и натиска” объединены, причем шиллеровский синтез предполагает критический подход к обоим течениям в штюрмерстве. Мир “Разбойников” нельзя понять, не раскрыв связи между этими двумя тенденциями.
В драме Ш иллера возникает своеобразное двоемирие. “Малый мир” воссоздается в духе сентиментализма Руссо: это мир гармонии, семейных радостей, красоты естественного чувства простых, обычных людей, мир добра и разума, мир, живущий по закону любви – главному закону Природы. Черты этого мира, вполне соответствующего идеалам просветителей, раскрываются в образах благородного, любящего, доверчивого старика Моора, Амалии, которая любит Карла, верного графского слуги Даниэля.
Шекспир дал Шиллеру знание иного, “большого мира”, где добро сталкивается со злом, разум – с безумием, естественные чувства – с болезненными страстями, где царят хаос и дисгармония. Это мир гигантов и злодеев, мятежа и преступлений. Так вырисовывается основа трагического у Шиллера: невозможно человеку больших страстей заключить себя в идеальном “малом мире”, как бы он к этому ни стремился. “Большой мир” расширяет просветительское представление о Природе.
В мрачной фигуре Франца Моора воплощено абсолютное Зло. Основная черта шиллеровского героя в “Разбойниках” – его” неистовость, которая резко отличает его от героя классицистов и героя просветителей – последователей Лессинга. С предромантической неистовостью связан и специфический предромантический конфликт: на смену классицистическому столкновению долга и чувства, спорам просветителей о разуме и чувстве, их роли в жизни человека приходит конфликт разумного и неразумного.
Шиллер остается просветителем в своих идеалах, но, признавая конечное всесилие разума, он раскрывает новую оппозицию, новый, во многом уже романтический конфликт. “Коварство и любовь”. Шиллер в письме к В. Ф.
Г. Рейнвальду (от 14 апреля 1783 г.) раскрыл одну из важных черт новой драматургии: “Мы, поэты, трогаем, потрясаем, воспламеняем тогда, когда сами почувствовали страх за наших героев и сострадание к ним. Участливость любящего подмечает в сто крат больше нюансов, нежели самый зоркий взгляд наблюдателя”. Это своего рода программа “мещанской трагедии” Шиллера “Коварство и любовь” (1784), считающейся последним выдающимся произведением “Бури и натиска”.
Любовь знатного юноши Фердинанда, пламенного и неистового, и простой девушки Луизы Миллер наталкивается на общественное неприятие, основанное на сословных предрассудках.
Став жертвой организованной травли, интриги, во главе которой оказался злодей – премьер-министр безымянного немецкого герцогства, герои гибнут. Произведение Шиллера выходит за рамки семейных отношений, перерастает из “мещанской трагедии” в первую немецкую политическую трагедию.