Украинская народная сказка “Мудрая девушка”

Цель: продолжить знакомить учеников с украинскими народными сказками, учить детей определять главную мысль произведения, определять средства, которыми в произведении достигается эта цель; формировать умение читать в лицах, правильно интонировать язык действующих лиц; воспитывать способность выходить из затруднительного положения и побеждать; углублять чувство любви и уважения к родителям.

Оборудование: Иллюстрации к сказке “Мудрая девушка” из серии “В мире сказок”; сборник украинских народных сказок.

Тип урока: урок-Путешествие.

Мудрость

– лучшее богатство. Народная пословица

Ход урока

I. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учеников

Сегодня у нас необыкновенный урок. Я приглашаю вас осуществить путешествие в мир сказки.

А какой сказки, вы узнаете, когда соедините стрелочками буквы и прочитаете ее название.

Подумайте, о чем может идти речь в сказке с таким названием. (Дети знают содержание сказки, поэтому легко выполняют задачу.)

О девочке, которая была умная, сообразительная, очень любила своего отца и помогала ему. Она была из бедной семьи, но мудрости имела больше,

чем ее дядя богатый и господин.

– Соответствует ли эпиграф нашему уроку. (Да, соответствует.) – Почему? Объясните. (Так как не богатство красит человека, а его мудрость.) На сегодняшнем уроке мы углубим свои знания о сказке,

Раскроем прекрасные черты характера, которые присущи нам, украинцам. А если их не хватает у нас, то мы их позаимствуем у Маруси – главной героини нашей сказки.

Итак, вы должны:

Углубить знание о сказке, ее особенностях; уметь выразительно читать сказку в лицах; любить отца, маму, своих родных.

II. Повторение изученного

Для того чтобы отворились нам двери в сказку, нужно дать ответ на вопрос.

1. Что называется сказкой? (Народный рассказ о необыкновенных, временами фантастических событиях) 2. Какое строение имеет сказка? (Зачин, основная часть и концовка.) 3. На какие виды делятся сказки? (Сказки о животных, фантастических, или волшебных, и бытовые.) 4. А к какому виду принадлежат сказки о “О правде и несправедливости” и “Мудрая девушка”? (К бытовым сказкам.)

III. Работа со сказкой “Мудрая девушка”

1. Словарная работа.

Чтобы вам в сказке все было понятно, мы познакомимся с отдельными словами и составим с ними словосочетания.

А) Кто скажет, что называется словосочетанием? (Два или несколько слов,
связанные между собой по смыслу и грамматически.)

Б) Где мы получаем знание о словосочетании? (На уроках родного языка.)
А сейчас прочитайте “пирамидки” слов на доске и объедините их правильно и по смыслу и грамматически:

Хорт прыткий

Нива колосистая

Ларек высокий

Прясть быстро, мастерски

Локоть закрученный

Полотно белое

Гребенка деревянная

Светлица просторная

Днище деревянное

Гринджолы быстрые

2. Беседа.

Назовите действующих лиц сказки. Кто главный герой сказки? Где происходят события?

3. Анализ содержания сказки, выборочное чтение,

Почему возник спор между двумя братьями? Как они решили его разрешить? Прочитайте, почему господин загадал братьям загадку? Зачитайте ее.

Как эту загадку отгадал богатый брат? Прочитайте загадку, которую предложила Маруся. Почему господин рассердился, когда узнал, что его загадку отгадала дочь бедняка.

Сколько еще загадок отгадала девочка? Прочитайте текст, где речь идет о второй и третьей загадке. Во время чтения какого эпизода вы волновались, а где улыбались? Какими строками сказки можно подписать иллюстрации? (Работа с иллюстрациями.)

4. Чтение диалогов в лицах.

Дети в парах готовят выразительное чтение одного из диалогов. Задача (на карточках):

Выбрать нужен тон; уметь убеждать, сочувствовать, захватываться, приходить в негодование; воссоздать в диалогах и поведении характер своих персонажей; роль жестов, мимики

5. Характеристика действующих лиц. На доске записаны слова.

Маруся Отец Господин

Брат

Добрая, смелая,Добрый, честныйЛенивый, нерассудительный оз-Алчный,
Сообразительная, усмотрение-

Работящий, бояз-

Само-Скупой, глупый,

Находчивая,

Ливый, любящийЛюбивыйЛьстивый
Трудолюбивая,
Мудрая,
Умная

Ученики называют их черты характера, записывают слова в соответствующие колонки.

Каким проявил себя господин в соревнованиях с Марусей на сообразительность? О чем это говорит? Как бы вы еще назвали Марусю, кроме мудрая?

6. Дети, вам была задача записать две пословицы об уме и мудрости.
Зачитайте их.

Мудрым не уродился, а научился. Перед умом и сила уступает. Ум за деньги не купишь. Ума не одолжишь.

Глаз видит далеко, а ум еще дальше. Мудрость – большое богатство.

7. Какими известными вам пословицами можно охарактеризовать основную мысль сказки? (Не богатство красит человека, а ум.)

IV. Итог и обобщение изученного

1. Кому симпатизирует народ в сказке? Над кем незлобно смеется или и откровенно насмехается? 2. Как вы думаете, что одобряется, а что осуждается?

3. Кем была Маруся для отца? Какие отношения властвовали между ними? Из чего это видно? 4. Почему отец обращается за помощью не к уважаемым, опытным людям, а к своей юной дочурке?

5. А или с вами совещаются родители? Готовы ли вы помочь им в затруднительной ситуации? 6. Какие черты характера вы позаимствуете у Маруси?

7. Изменится ли ваше поведение после прочтения сказки? 8. Чему учит нас сказка “Мудрая девушка”? 9. Какие черты характера традиционно присущи украинцам, особенно украиночкам?

V. Мотивация оценок

VI. Задача домой

Прочитать сказку “О жар-птице и волке”. Нарисовать иллюстрации к сказке, придумать подписи (задачи индивидуальные).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Украинская народная сказка “Мудрая девушка”