Что может рассказать сказка

Читайте сказки, размышляйте над ними, и они помогут вам найти дорогу к естественно добытой свободе, любви к себе, к животным, к земле, к детям…
К. П. Эстес

Сказка, как это ни парадоксально звучит, – трудный для понимания детей жанр. Хотя многим педагогам так не кажется: ведь до одиннадцати лет народная сказка – один из самых любимых детских жанров. Но сам факт чтения еще не говорит о понимании содержания.

На уроках литературы “понимание” сказки часто сводится к характеристике ее персонажей и к довольно прямолинейной расшифровке

ее “намеков” (“Чему сказка учит?”, “Какой урок преподносит?” и т. п.). Ничего плохого в такой работе нет, но поскольку в ее основе лежит поверхностный подход к сказке, то и пользы от нее тоже мало. Вместе с тем нельзя утверждать, что детям нужна вся глубина сказки.

Скорее она нужна педагогу, чтобы дозировать объем информации, содержащейся в сказке, и найти оптимальную форму ее подачи детям. На примере сказок разных народов попробуем показать, какого рода информацию и в каком объеме они содержат.

Сказка как завещание одного поколения другому

Чтобы быть уверенным в том, что Дети

хорошо представляют, о чем будет идти речь в беседе по сказкам, нужно выяснить, как они понимают само слово “завещание”. Для этого предлагается выстроить к нему ассоциативный ряд, в котором могут быть слова: Наказ, завет, распоряжение, поручение, совет последователям, потомкам (тем, кто будет потом).

Получится, что завещание – это некое знание, которое может передаваться от одних людей к другим. В сказке тоже есть знания, накопленные многими поколениями, знания абсолютные и неоднократно проверенные жизнью.

Сказка их сохранила и всегда готова передать желающим.

Обобщая, можно сказать, что эти знания – о природе и о человеке как ее части. Можно даже сказать, что народные сказки – это энциклопедия духовной и материальной жизни человека. Причем энциклопедия очень своеобразная – информация в ней закодирована в образах, символах, которые еще надо суметь расшифровать.

Природное окружение

Портрет народа складывается из многих составляющих, одна из них – природа. Будучи очень мощной силой, она не может не влиять на человека, не вносить свои особые краски в его облик. Так, мы изначально предполагаем, что северные народы отличаются от южных, а народы степей не похожи на горцев. И все потому, что они живут в разных природных условиях.

По большому счету именно природа и определяет лицо этноса. И сказка это “знает”. Предложим учащимся прочитать одну-две сказки разных народов, например, африканские, европейские, китайские и т. д. Перед чтением попросим обратить внимание на то, как в сказке показаны ландшафт, растительный и животный мир.

На уроке может быть заполнена (общими усилиями) таблица, отражающая материал сказок.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Что может рассказать сказка