Народные сказки. “О правде и несправедливости”, “Мудрая девушка”, “О жар-птице и волке”, “Красный Иванко и заклятый город”
Цель: с помощью предложенных задач проявить у учеников уровень знаний, умений и навыков по изученной теме; закрепить их; развивать внимание, ловкость, решительность, сообразительность, умение аккумулировать полученные знания; воспитывать интерес к следствиям собственной работы; пунктуальность, рациональность в использовании времени.
Тип урока: Контроль, коррекция знаний и умений.
Оборудование: Тестовые задачи и вопросы для контроля по теме.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Объявление Темы, Цели Урока.
Мотивация
III. Содержание урока.
1. Объяснение учителя к выполнению контрольной работы.
2. Ход контрольной работы.
I вариант. Начальный уровень.
1) Сказка по жанровой направленности может быть:
А) обычной;
Б) фантастической;
В) драматической.
2) Алчный, завистливый, жестокий – эти черты характера присущие:
А) дяде (“О правде и несправедливости”);
Б) волку (“О жар-птице и волке”);
В) отцу Маруси (“Мудрая девушка”).
3) К социально-бытовой принадлежит сказка:
А) “Красный Иванко и заклятый город”;
Б) “О жар-птице и волке”;
В)
I вариант. Средний уровень.
4) В какой известной вам народной сказке справедливость побеждает неправду?
5) Коротко опишите, как волк оживил младшего сына. (Народная сказка “О жар-птице и волке”).
6) Назовите фантастические элементы народной сказки “Красный Иванко и заклятый город”.
I вариант. Достаточный уровень.
7) Объясните словосочетание нечистая сила. В каких известных сказках оно упоминается?
8) Прокомментируйте, почему сказочные герои распределяются на положительных и отрицательных, бедных и богатых.
9) В чем сила добра сказочных героев? Докажите собственные мысли на примере любой народной сказки.
I вариант. Высокий уровень.
10) Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем:
А) “Сказка – целебный источник фантазии”;
Б) “На какого сказочного героя я хотел быть похожим и почему?”;
В) “Борьба добра и зла в народных сказках”.
II вариант. Начальный уровень.
1) В каких двух народных сказках упоминается о нечистой силе?
А) “Мудрая девушка” и “О правде и несправедливости”;
Б) “О правде и несправедливости” и “Красный Иванко и заклятый город”;
В) “Красный Иванко и заклятый город” и “О жар-птице и волке”.
2) Какое число встречается во многих народных сказках?
А) Два;
Б) пять;
В) три.
3) Характерным выражением “Вот вам сказка, а мне бубликов вязка” заканчивается следующая сказка:
А) “О жар-птице и волке”;
Б) “О правде и несправедливости”;
В) “Мудрая девушка”.
ІІ вариант. Средний уровень.
4) В какой сказке какой герой пользуется живой и мертвой водой?
5) Приведите примеры из сказки “Красный Иванко и заклятый город”, где добро побеждает зло.
6) Какую первую загадку предложил господин бедному и богатому людям? (“Мудрая девушка”).
ІІ вариант. Достаточный уровень.
7) Составьте план народной сказки “О правде и несправедливости”.
8) Почему, по вашему мнению, господин старался избежать суда между истцами? Обоснуйте собственную мысль. (“Мудрая девушка”).
9) Мотивируйте, в чем сила Иванко, который был в силах, жертвуя собой, победить темень и заклятие. (“Красный Иванко и заклятый город”).
II вариант. Высокий уровень.
10) Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем.
А) “В чем мудрость сказок?”;
Б) “Красивое и безобразное в народных сказках”;
В) “За что я люблю читать народные сказки”.
III вариант. Начальный уровень.
1) Об оживлении мертвого героя рассказывается в сказке:
А) “Мудрая девушка”;
Б) “О жар-птице и волке”;
В) “Красный Иванко и заклятый город”.
2) Какой герой народной сказки “О правде и несправедливости” является лишним в
предлагаемой цепочке: дядя, бабушка, госпожа, поп, господин, черт, племянник?
А) Госпожа;
Б) бабушка;
В) поп.
3) Какая из указанных ниже пословиц относится к дяде, сказочному герою произведения “О правде и несправедливости”?
А) Подарок назад не берут;
Б) Какой ум, такая и болтовня;
В) Завистливому боком вылезет.
ІІІ вариант. Средний уровень.
4) Коротко опишите, о чем происходил разговор между неизвестным мужчиной и женщиной в начале сказки “Красный Иванко и заклятый город”.
5) Как Маруся определила, какому хозяину принадлежит родившийся жеребенок? (“Мудрая девушка”).
6) Назовите черты характера, которые присущи племяннику, сыну умершего бед ного брата (“О правде и несправедливости”).
ІІІ вариант. Достаточный уровень.
7) Докажите, что в образе Маруси, героине сказки “Мудрая девушка”, воплощены наилучшие черты народной мудрости.
8) Почему, по вашему мнению, господин и поп утверждали, что лучше жить несправедливостью? (“О правде и несправедливости”).
9) Как, по вашему мнению, что дало возможность Ивану освободить город от заклятия? Обоснуйте собственные соображения. (“Красный Иванко и заклятый город”).
ІІІ вариант. Высокий уровень.
10) Напишите произведение-миниатюру на одну из представленных тем.
А) “Сказка – художественная жемчужина народного творчества”.
Б) “За что народ полюбил сказки и будет любить их всегда?”.
В) “Мой любимый герой народной сказки о животных”.
Примечание: во время решения задач контрольной работы ученики выполняют по одном вопросу из достаточного и высокого уровней.
IV. Итог урока.
V. ДОмашняя задача.