«Убил я поэму. убил, не родивши…» — («Плач по двум нерожденным поэмам»)
Минута молчанья.
Минута — как годы.
Себя промолчали — все ждали погоды.
Сегодня не скажешь, а завтра уже не поправишь.
Вечная память.
А. Вознесенский
Андрей Андреевич Вознесенский вошел в литературу ярко, стремительно. Уже в начале творчества поэт ставит серьезные вопросы и старается их решить. Тема растраты внутренних богатств человеческой личности — одна из важных тем лирики Андрея Вознесенского.
Она особенно драматично звучит в стихотворении «Плач по двум нерожденным поэмам».
Аминь.
Убил я поэму.
Хороним.
Хороним поэмы. Вход всем посторонним
Хороним.
На черной Вселенной любовниками отравленными
Лежат две поэмы,
Как белый бинокль театральный.
Поэт говорит здесь о тех огромных духовных возможностях каждого человека, которые он может или осуществить, или убить в себе.
О, как ты хотела, чтоб сын твой шел
Чисто и прямо,
Встань, мама.
Вы встаньте в Сибири,
В Париже,
В глухих городишках.
Мы столько убили в себе, не родивши.
Встаньте…
Стихотворение это как реквием всему неосуществленному, неродившемуся по нашей лености, малодушию
Ландау, погибший в косом лаборанте,
Встаньте,
Коперник, погибший в Ландау галантном,
Встаньте,
Вы, девка в джаз-банде.
Вы помните школьные банты?
Встаньте…
Андрей Вознесенский восстает против «духовных самоубийц», против тех, кто «саморастратил святые крупицы». Этим бездуховным лентяям поэт противопоставляет истинных творцов — «людей упрямого нрава». Творчество и труд — только они способны спасти личность. Человек только в деятельности может найти себя, реализоваться на благо общества.
Творчество и только творчество — в любых областях жизни,- является оправданием человеческого бытия.
Тому же, кто вынес огонь сквозь потраву,-
Вечная слава!
Вечная слава!
Стихотворение звучит по-боевому, поэт как будто боится, чтобы оно не прозвучало слишком нежно и задушевно.
Здесь Вознесенский выступает непримиримым борцом с любой несправедливостью, антигуманизмом. Поэт предъявляет высокие требования прежде всего к себе, а потом уже и к окружающим. Эта гражданская позиция станет основой в
- «Я не старушонку убил… я себя убил…» Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил преступление: убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Что же стало причиной этого преступления? Бедственное положение семьи? Да. Нищета, доведшая героя до болезни и отчаяния? И это тоже. Но все-же главная причина — в созданной самим же Раскольниковым теории преступления «по совести». По этой теории […]...
- «Человек и природа в современной литературе (по одному-двум произведениям) Двадцатый век принес человечеству множество проблем, и среди них — экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях нерационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха. Естественно, литература не может обойти эту проблему. Наиболее остро экологическая тема стоит в фантастической прозе, так как жанр фантастики обладает богатыми возможностями для того, чтобы показать, к […]...
- «Я себя убил…» Одни говорят, что этот человек — великий христианин. Другие помнят, что он был революционером, участвовал в заговоре петрашевцев, приговорен был к казни. В белом халате и в колпаке смертника в жестокий мороз стоял он на Семеновском плацу, слушал приговор, ждал расстрела и, как писал об этом через несколько десятилетий, на эшафоте считал себя правым и […]...
- «Чернобыльская Мадонна»: почему так назвал свою поэму И. Драч? Прежде всего, мне так кажется, метафорическое мировоззрение поэта на жизненные события требовали подчеркивания трагизма украинской женщины. И как в поэме, так и в самом названии, один образ — идеальный тип христианского искусства, а другой — образ женщины, которая пережила катастрофу, и не только реальную, а и духовную. Слово «мадонна» итальянского происхождения, оно переводится как «моя […]...
- Анализ эпизода Плач Ярославны (Слово о полку Игореве) «Слово о полку Игореве» — литературный памятник древнерусской культуры, в котором рассказывается о неудачном походе князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году. Плачь Ярославны — это одна из трех частей поэмы, посвященная моменту скорби жены князя Игоря о неудачном исходе сражения, в котором принимала участие его дружина. Этот эпизод признан одним из лучших во […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Двум сестрам» В 1826 году Федор Тютчев сочетается браком с Элеонорой фон Ботимер, в которую 23-летний поэт влюбился без памяти. Его супруга отличалась удивительной красотой, но при этом имела весьма неуравновешенный характер. Именно это впоследствии привело к тяжелой болезни и преждевременной смерти женщины, которая не смогла оправиться после крушения корабля, на котором семья Тургеневых возвращалась в Россию. […]...
- Рецензия на поэму Владимира Маяковского «Облако в штанах» Поэма создавалась на протяжении 1914 — первой половины 1915 года и сначала называлась «Тринадцатый апостол». Сам Маяковский определял композицию произведения как четыре крика или четыре части: «долой вашу любовь, «долой ваше искусство», «долой ваш строй» и «долой вашу религию». Вступление звучит предупреждением о том, что поэт будет дразнить читателя, задевая и ударяя «об окровавленный сердца […]...
- РЕЦЕНЗИЯ НА ПОЭМУ В. В. МАЯКОВСКОГО «ОБЛАКО В ШТАНАХ» РЕЦЕНЗИИ РЕЦЕНЗИЯ НА ПОЭМУ В. В. МАЯКОВСКОГО «ОБЛАКО В ШТАНАХ» Поэма создавалась на протяжении 1914 — первой половины 1915 года и сначала называлась «Тринадцатый апостол». Сам Маяковский определял композицию произведения как четыре Крика или четыре части: «долой вашу любовь, «долой ваше искусство», «долой ваш строй» и «долой вашу религию». Вступление звучит предупреждением о том, что […]...
- Кто убил Лермонтова на дуэли? Дуэль Лермонтова с Мартыновым вошла в историю русской культуры как нелепое и трагическое событие, отнявшее у России ее молодого гения. До сих пор не утихают споры о причине этой дуэли, о поведении главных ее участников, а также о возможностях избежать этого поединка. Попробуем рассмотреть это происшествие с максимальной скрупулезностью. Фактическая сторона дуэли Лермонтова и Мартынова. […]...
- Комментарии к стихотворениям и поэмам Марии Цветаевой. Часть 3. (Цветаева Марина) 25 августа 1921 г. Цветаева была дружна с Миндлиным, писала ему доверительные, искренние письма. В 1922 г. она, однако, посвятила цикл «Отрок» Геликону (А. Г. Вишняку, 1895-1943), владельцу русского издательства «Геликон» в Берлине, где вышла ее книга «Ремесло». А. Г. Вишняк впоследствии погиб в фашистском концлагере. Письма Цветаевой к нему 1922 года и единственный его […]...
- Я себя убил или старушонку? (по роману «Преступление и наказание») Не убий. Шестая заповедь Федор Михайлович Достоевский вошел в классическую литературу как гениальный художник-гуманист, тонкий психолог. Его произведения не отличаются замысловатостью действия или хитросплетениями интриг, автор не уделяет этому большого внимания. Главное для Достоевского — показать внутренний мир героев, открыть перед читателями тайны чужих мыслей, поэтому писателя не интересуют уравновешенные личности, в душе которых не […]...
- Я прочел поэму «Мертвые души» и теперь уважаю Гоголя за Я прочел поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души» и теперь уважаю автора за то, что он сумел так точно и ярко создать образ «героя времени» — дельца-капиталиста, ставящего во главу угла наживу и собственную выгоду. Гоголь показывает, что такие люди, как Павел Иванович Чичиков, могут переступить через все, даже самое святое. Недаром первой фразой, характеризующей […]...
- Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души» Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий этап своего существования… Где-то в далеком губернском городке течет размеренная жизнь, законы которой установились, пожалуй, полвека назад. Губернатор — сиятельный […]...
- Почему Н. В. Гоголю не удалось завершить поэму «Мертвые души»? Гениальная гоголевская поэма «Мертвые души» так и не была окончена/Причины этого многие склонны видеть в духовном кризисе, переживавшемся писателем в последние годы жизни, в его обращении к религии. С этим связывали отказ от сатирической направленности творчества и попытку изобразить во втором томе «Мертвых душ» некий положительный идеал русской жизни. Близко знавший Гоголя архимандрит Федор (Бухарев) […]...
- Сочинение на тему: «Себя или старушонку убил Родион Раскольников?» Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» изобразил личность — Родиона Раскольникова, недоучившегося студента юридического факультета. Родион имеет свое учение, теорию. Суть в том, что Родион Раскольников считал себя сверхчеловеком, которому дозволено убивать всех, кто будет мешать ему, добиваться своей цели. Разработав эту самую теорию и составив план. Теория Раскольникова заключалась в том, […]...
- Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (по двум или боле произведениям) (Сравнительный анализ) В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт является тем самым человеком, который задевает сердца. Кем же является писатель для человечества? Этот вопрос себе задавал не один человек, имеющий талант писать: Гораций, Державин, […]...
- «Я хотел сделаться Наполеоном, оттого и убил…» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был впервые опубликован в январе 1866 года. Его восприняли многие как один из величайших психологических романов мировой литературы. И со времени выхода в свет романа за Достоевским прочно утвердилась слава писателя-психолога. Сердцевину романа составляет психологическая история преступления и его последствий. Но главный герой — необычный преступник. Убийство процентщицы […]...
- Когда пришла Твардовскому мысль написать поэму «Василий Теркин»? По словам самого автора, это случилось весной 1942 года, когда, приехав на какой-то срок в Москву, он, заглянув в свои тетрадки, решил «оживить» старого героя. Однако это отнюдь не означало механического решения уже когда-то поставленной задачи: «Глубина всенародно-исторического подвига в Отечественной войне, — отметил поэт, — с первого дня отличала ее от каких бы то […]...
- Козлов, Плач Ярославны. Почему Ярославна трижды обращается к разным силам природы? Прочитайте переложения плача Ярославны В. И. Стеллецкого и И. И. Козлова. Чем отличаются эти тексты и что в них общего? И тот и другой — поэтические переводы «Слова о полку Игореве». Авторы с уважением относятся к тексту произведения, стремятся передать характер Ярославны, ее любовь к мужу, увидеть в плаче выражение обобщенной скорби русских женщин в […]...
- Рецензия Пушкина к двум повестям — «Княжне Зизи» и «Сильфиде» Одоевский весной 1836 г. предложил первую для «Современника», и Пушкин, крайне заинтересованный в пополнении отдела художественной прозы своего журнала, всегда недостаточной, спрашивал его (в марте 1836 г., когда повесть, вероятно, еще не была закончена): «Что ваша повесть Зизи? Это славная вещь». По-видимому, летом этого года (повесть помечена: Ревель, 1836) Одоевский работал над «Сильфидой». Окончание обеих […]...
- Почему Иван Грозный убил своего сына? О кончине сына Ивана Грозного сообщалось в большинстве русских летописей. Среди них, например: «Морозовская летопись», «Московский летописец», «Псковская летопись», «Пискаревский летописец». Впрочем, они свидетельствовали лишь о гибели царевича, ни словом не давая понять, что та была насильственной. Однако остается популярной история и о том, что царевича убил его отец. Случилось это в ноябре (о точной […]...
- РЕЦЕНЗИЯ НА ПОЭМУ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» РЕЦЕНЗИИ РЕЦЕНЗИЯ НА ПОЭМУ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Каждый раз я с особым трепетом открываю томик «Мертвых душ» Н. В. Гоголя и с большим интересом и вниманием перечитываю это произведение. В свое время я нашел в этой поэме ответы на те вопросы, которые меня волновали, я многое для себя открыл, благодаря воззрениям этого писателя, […]...
- «Плач Ярославны» — шедевр мировой литературы «Слово о полку Игоревом» — произведение древнерусской литературы о защите Русской земли от половецкого нашествия. Написал его неизвестный автор. События, обрисованные в поэме, происходят в 1185 году, когда князь Игорь повел свое войско на половцев. Несмотря на затемнение солнца, которое провещало поражение, жена Игоря решила разбить половецкие войска, чтобы навсегда закрыть им путь на Русь. […]...
- Что сближает поэму «Кому на Руси жить хорошо» и фольклорное произведение? Существует четыре основных различия фольклорного произведения и произведения художественной литературы. Во-первых, фольклорное произведение — результат коллективного (народного) творчества, а литературное произведение — создание индивидуальное, принадлежащее одному конкретному автору. Во-вторых, фольклорное произведение веками существует в устной форме, передается из поколения в поколение, каждый исполнитель, по своему желанию, может вносить в фольклорное произведение некоторые изменения; литературное произведение […]...
- Кто он, «герой нашего времени»? (По двум произведениям русской и родной литературы последней четверти XX века) 1. Исторические изменения в общественной жизни России. 2. Снижение идей соцреализма. 3. Герой-маргинал С. Довлатова. 4. Героини Л. Петрушевской. В последней четверти XX века в литературе нашей страны начали происходить существенные изменения. Все меньше внимания авторы уделяли темам и идеям соцреализма, все реже обращались к теме рабочего класса и прославляли доблестный труд советского человека. Вместо […]...
- Краткое содержание рассказа Астафьева «Зачем я убил коростеля?» Ы Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже завалилась на бок. Рассказчиком овладел мальчишеский азарт, он догнал птицу и захлестал ее сырым удилищем. Взяв мертвую птичку в руки, рассказчик понял, что это коростель. Он не смог уйти со своей стаей на юг — […]...
- «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы» (Ф. М. Достоевский) (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Переплетение судеб героев составляет сюжет романа Пушкина «Евгений Онегин». Столь различные образы — Онегина, Ленского, Татьяны, автора — все же столь похожи в своем одиночестве… Онегин не находит отклика у окружающих и превращается в циника. Ленский, восторженный юноша, любит всех. Но таких, как он, тоже перемалывает жизнь. Онегин и Ленский и сошлись-то только потому, что […]...
- О творчестве А. А. Вознесенского Творчество Андрея Вознесенского в современной поэзии занимает нишу «социально ориентированного» авангарда, идущего от русского футуризма с его пафосом жизнестроительства, злободневностью, экспериментированием в области художественных форм, поиском словесных средств выразительности. Лирика Андрея Вознесенского требует пристального, может быть, многократного прочтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избегает готовых выводов и решений. Помимо сложного ассоциативного мышления, […]...
- «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы» Образ Татьяны — один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она — духовный предшественняк поэтичных, самобытных, самоотверженных «тургеневских женщин». А. С. Пушкин вложил в этот образ свои представления о женской добродетели, духовности, внутренней красоте, искренне влюбился в свою героиню: Простите мне: я […]...
- Анализ стихотворения «Разговор с эпиграфом» Вознесенский «Разговор с эпиграфом». Стихотворение обращено к В. В. Маяковскому. Но главный герой воспоминаний поэта — Б. Пастернак, спутник юности Вознесенского, его учитель: Вы ушли, Понимаемы процентов на десять. Оставались Асеев и Пастернак. Неверно считать стихотворение Вознесенского подражанием своим предшественникам. Поэт учился не повторять, а мыслить, поняв, что для развития поэзии необходимо осваивать речевое настоящее. Вознесенский […]...
- «Поэзия — баба капризная»(В. В. Маяковский и А. А. Вознесенский о назначении поэта и поэзии) ..Я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря… В. Маяковский Тема назначения поэта и поэзии в русской литературе не нова. Ей отдали дань Державин и Карамзин, Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Блок, Маяковский и Вознесенский. Стихотворение Андрея Вознесенского «Разговор эпиграфом» — это прямое продолжение темы, начатой Владимиром Маяковским в стихотворениях «Юбилейное», «Сергею Есенину» […]...
- Один из ранних поэтических сборников А. А. Вознесенского А. А. Вознесенский (р. 1933). Один из ранних поэтических сборников Андрея Андреевича Вознесенского назывался «Ахиллесово сердце» (1966). На его внутренней обложке была изображена кардиограмма. Трудно представить себе лучший образ, чтобы понять поэта. Ахиллесово, т. е. незащищенное, уязвимое, легко ранимое, сердце остро реагирует на жестокость и несправедливость, обиды и оскорбления, откликается на все горести и боли. […]...
- Поэзия А. А. Вознесенского А. А. Вознесенский родился в 1933 году. В 50-е годы XX века в литературу вступило новое поколение поэтов, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего самосознания народа. Вместе с поэтами старшего и среднего поколений молодые авторы стремились чутко улавливать […]...
- Анализ стихотворения Андрея Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…» Поэтический процесс 70-80-х годов — явление широкое, сложное, неоднозначное. Было даже мнение о кризисе в поэзии этого времени. Оживлению литературной жизни во многом способствовало творчество начинающих тогда поэтов — Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, выступивших со злободневными гражданскими стихами. Именно с этих поэтов возник термин «эстрадная поэзия». Обратимся к творчеству Андрея Вознесенского, […]...
- Характеристика творчества А. Вознесенского А. А. Вознесенский родился в 1933 году. В 50-е годы в литературу вступило новое поколение поэтов, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего самосознания народа, месте с поэтами старшего и среднего поколения молодые авторы стремились чутко улавливать запросы развивающейся […]...
- «Для подвига рождена» (Андрей Вознесенский в роли поэта и поэзии в современной жизни) Поэт рассказывает о духовном кризисе, охватившем его: «А у меня — ни дней, ни строчек». Финал этого небольшого стихотворения неожиданно иронически оптимистичен: Но верю я, моя родня — Две тысячи семьсот семнадцать Поэтов нашей Федерации — Стихи напишут за меня. Они не знают деградации. Вот так, 2717 не знающих духовных кризисов и деградации поэтов обеспечивают […]...
- Русская поэзия середины-конца 20 века (А. Вознесенский, Е. Евтушенко) Середина-конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов интерес к стихам многократно возрастает, появляются многочисленные вечера поэзии, которые проводили в залах Лужников, Политехнического музея в Москве, театральных и концертных залах Ленинграда и в других городах страны. Такие вечера всегда собирали многочисленную аудиторию слушателей. […]...
- Поэма «Мастера» Ваш молот не колонны и статуи тесал — сбивал со лбов короны и троны сотрясал. А. Вознесенский Андрей Вознесенский буквально ворвался в поэзию в шестидесятые годы. Для него характерны были молодой задор, удивление и восхищение этим прекрасным миром, в котором ему суждено было жить и творить. Поэма «Мастера» сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и […]...
- Какой смысл заложен в название романа Ч. Айтматова «Плаха»? Какой смысл заложен в название романа Ч. Айтматова «Плаха»? Какие проблемы поднимаются в рассказах В. Шукшина? а. Поиск смысла жизни б. Стремление к душевной гармонии в. Противостояние рассудка и души г. Маргинальная личность в условиях чужой культуры Как понимать название повести В. Астафьева «Печальный детектив»? а. Профессия героя б. Литературный жанр в. Печальный герой в […]...
- «Идут белые снеги…» …Большое счастье выпадает на долю тех, которые еще в ранней молодости находят самих себя и свои основные целевые устремления. Г. Кржижановский Андрей Вознесенский — поэт одаренный и своеобразный. Ему присуще чувство современности, тяга к многозначности образов, напряженный лиризм. Его творчество характеризуется сжатыми ассоциациями и неологизмами, часто гротескными метафорами. Он не похож ни на кого другого. […]...