“Человек и природа в современной литературе (по одному-двум произведениям)
Двадцатый век принес человечеству множество проблем, и среди них – экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях нерационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха. Естественно, литература не может обойти эту проблему.
Наиболее остро экологическая тема стоит в фантастической прозе, так как жанр фантастики обладает богатыми возможностями для того, чтобы показать, к чему может прийти человечество. Так, в романе Гаррисона “Неукротимая планета” показывается взаимозависимость
Я хочу рассмотреть одно из его произведений – повесть под двойным названием “Последняя сказка. Белый пароход”. В первой же фразе говорится о двух сказках – личной, персональной сказке мальчика, главного героя, и той сказке об окружающем мире, которую рассказал ему дед.
Это глубоко символическая
Персонажи повести делятся на два противоположных лагеря – на тех, кто любит природу, понимает ее и верит древней легенде, и тех, кто к природе равнодушен. И мальчик, и дед Момун относятся к миру как язычники, видят душу в каждой травинке, в каждом живом существе, дают имена камням. Они помнят о своих корнях, о том, что они – дети природы. В повести звучит фраза: “если люди не будут помнить отцов – они испортятся”.
Негодяй Орозкул не помнит истоков, не видит красоты мира, он – порченый и нравственно и физически – ему не дано иметь детей. Род на нем пресекается, и в этом высшая справедливость, он бесплоден и не приносит никому никакой пользы. Люди, не верящие старым сказкам и не любящие природу, безнадежно слепы.
Они убивают мать-олениху, без которой их жизнь невозможна, и съедают ее, сами не ведая, что творят. Их духовное зрение закрыто – и они не видят очевидного. Их память утеряна – и они не в состоянии осознать, что на самом деле происходит.
Повесть глубоко трагична. Гибнет мать-олениха – олицетворение природы, творящей силы мира, прародительница всего сущего, и вместе с ней – духовно или физически – умирают те, кто ее любил. Теряет свою личность дед Момун, физически гибнет мальчик, душа которого не в состоянии принять и понять всего ужаса и трагизма произошедшего.
Трагически кончаются обе сказки – сказка мальчика и сказка старика. Но звучит мысль о том, что “правда пребудет вовек”. Высшая справедливость все равно восторжествует.
Природа сотни раз умирала и сотни раз воскреснет; ее невозможно уничтожить, главное – помнить об этом. Памяти о своих корнях, о своих предках учит нас небольшая, но очень глубокая повесть Чингиза Айтматова, одного из самых талантливых современных писателей.