Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова

Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незамени­мый, единственный в своем роде друг.

Когда Чехов умер, Лев Толстой сказал: «…Достоинство его творчества то, что оно по­нятно и сродни

не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». И как человеку, и как писателю А. П. Чехову были нена­вистны и чужды пошлость, обывательщина, равнодушие ко всем вопросам, волнующим человечество, паразитизм.

Крас­ной линией в творчестве Чехова проходят обличение пошлости русской жизни, духовный и нравственный выбор героя, ответ­ственность человека за свою судьбу.

Это о Чехове говорил Горь­кий: «Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею». Тема нравственного выбора, ответственности человека за свою судьбу связана для Чехова с темой пошлости и обыва­тельщины.

В

своих произведениях писатель исследует и ана­лизирует жизнь человека, пытаясь показать, как уродливая среда обитания меняет взгляды, убеждения и жизнь человека. А. П. Чехов глубоко убежден, что каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор. Герои многих рассказов Че­хова сдаются, попав в атмосферу мещанства, перестают бороть­ся и действовать. Однако Чехов убежден: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

Примером бездействия может служить доктор Дмитрий Ионыч Старцев. Молодой трудолюбивый земский врач, имею­щий свои идеалы, тонко чувствующий красоту природы, по­падает в среду города С., знакомится с семьей Туркиных, «по мнению местных жителей, самой образованной и талантли­вой». Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам уездного города С. И все, что казалось Старцеву забавным и интересным, что восхищало его, через четыре года «раздражает его своей тупостью и сытостью». Он, нена­видящий ложь, лицемерие и все, что характеризует обыватель­щину как порок общества, вынужден был жить по законам общества уездного города С., смиряется с обывательщиной и становится ее частью.

Он уже не отличается от обывателей города. Он уже не похож на самого себя четыре года спустя. Среда изменила его полностью, а из-за своей духовной слабости герой не способен сопротивляться этому.

Свой выбор он сделал сам, обывательскую жизнь он предпочел жизни чистой, сво­бодной, смелой. А ведь все могло быть иначе. «Ионыч» — один из рассказов писателя, предостерегаю­щий и напоминающий нам о том, что наша судьба в наших руках, мы в ответе за то, что будет в нашей жизни, нужно всегда беречь в себе человека.


Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова