Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем роде друг.
Когда Чехов умер, Лев Толстой сказал: «…Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродни
Красной линией в творчестве Чехова проходят обличение пошлости русской жизни, духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу.
Это о Чехове говорил Горький: «Его врагом была пошлость. Он всю жизнь боролся с нею». Тема нравственного выбора, ответственности человека за свою судьбу связана для Чехова с темой пошлости и обывательщины.
В
Примером бездействия может служить доктор Дмитрий Ионыч Старцев. Молодой трудолюбивый земский врач, имеющий свои идеалы, тонко чувствующий красоту природы, попадает в среду города С., знакомится с семьей Туркиных, «по мнению местных жителей, самой образованной и талантливой». Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам уездного города С. И все, что казалось Старцеву забавным и интересным, что восхищало его, через четыре года «раздражает его своей тупостью и сытостью». Он, ненавидящий ложь, лицемерие и все, что характеризует обывательщину как порок общества, вынужден был жить по законам общества уездного города С., смиряется с обывательщиной и становится ее частью.
Он уже не отличается от обывателей города. Он уже не похож на самого себя четыре года спустя. Среда изменила его полностью, а из-за своей духовной слабости герой не способен сопротивляться этому.
Свой выбор он сделал сам, обывательскую жизнь он предпочел жизни чистой, свободной, смелой. А ведь все могло быть иначе. «Ионыч» — один из рассказов писателя, предостерегающий и напоминающий нам о том, что наша судьба в наших руках, мы в ответе за то, что будет в нашей жизни, нужно всегда беречь в себе человека.
- Проблема ответственности человека за свою судьбу Рассказ «Ионыч» — еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа — Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают […]...
- Тема нравственной ответственности человека в рассказах Чехова Тема нравственной ответственности человека в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Тема нравственной ответственности — традиционная для русской литературы (Пушкин, Толстой, Достоевский и др.). II. Главная часть 1. Нравственная ответственность человека у Чехова — это ответственность перед самим собой, перед людьми и даже перед будущим. 2. Люди, у которых атрофирована совесть, а следовательно, и чувство нравственной […]...
- Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе Гончарова «Обломов» Гончаров Иван Александрович родился 6 июня 1812 г. в состоятельной купеческой семье. Отец Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он скончался, когда Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна, а также бывший морской офицер Николай Николаевич Трегубов, человек передовых взглядов, знакомый с декабристами. К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетской учебы. […]...
- Анализ стихотворения «Я люблю судьбу свою…» Рубцов «Я люблю судьбу свою…» Стихотворение относится к позднему периоду творчества Рубцова. Поэт размышляет о роли поэзии в жизни, о соотношении поэтической традиции. В стихотворении дана свобода суждений, точность мгновенных оценок творчества предшественников: Вот Есенин — на ветру! Блок стоит чуть-чуть в тумане. Словно лишний на пиру Скромно Хлебников шаманит. Используемый оксюморон «скромно шаманить» оправдан в […]...
- Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова Творчество А. П. Чехова — одна из ярчайших страниц русской литературы. В его реалистических рассказах и пьесах отражается жизнь русского общества конца XIX — начала XX веков. В рассказах Чехова слышен и уничтожающий сатирический смех, и горькое разочарование в современном обществе, где процветают пошлость, мещанство, раболепие. Проблема духовной деградации людей волновала писателя еще в начале […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве Н. Рубцова («С. Есенин», «Приезд Тютчева», «Я люблю судьбу свою») Мир поэзии Николая Рубцова просторен и светел. Необычен и иногда неожидан этот мир, созданный самобытным поэтом. Перед нами открывается окружающий мир, не срисованный с натуры, а пропущенный через сердце. Рубцов — самобытный поэт, но он осознает себя продолжателем русской классической поэзии Пушкина, Тютчева, Фета, Блока, Есенина. Примечательно, что в большинстве своем стихи, посвященные русским поэтам, […]...
- Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч» В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и […]...
- Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова Тема духовного падения человека в рассказах А. П. Чехова План I. Понятие духовности. II. Скудность внутреннего мира чиновника как причина его страданий. III. Генерал — человек добродушный или попросту черствый и невнимательный? IV. Эмпатия и взаимопонимание — ключ к духовному росту. В произведениях большинства русских писателей немало внимания уделяется такому человеческому качеству, как духовность. Что […]...
- Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова (по пьесе «Вишневый сад») Чехова называют мастером короткого рассказа, а еще обличителем пошлости и мещанства. Он презирал обывателей, живущих в своем «футлярном» мирке, отгородившись от жизни. Тема духовного перерождения человека, неумение противостоять мещанской среде постоянно волновали Чехова и находились в центре его писательского интереса. Писатель не боялся обнаружить «темные закоулки» души. Но делал это, пробуждая мучительное сожаление о растраченных […]...
- Проблема семейного воспитания. По тексту М. В. Кравцовой Беззаветная любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу (ЕГЭ по русскому) Текст М. В. Кравцовой дает представление о том, какое воспитание получали дети российских императоров. Одновременно он заставляет задуматься над общей проблемой семейного воспитания. Автор показывает, что монархам удавалось прививать наследникам безграничную любовь к Родине, они чувствовали ответственность за судьбу подданных империи. Сыновья русских царей получали не только блестящее образование, но и постигали основы военного дела, […]...
- Тема «маленького человека» в творчестве Чехова и Ф. М. Достоевского Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского В своем творчестве Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов значительное место уделяют теме «маленького человека». Целую повесть посвящает Достоевский «униженным и оскорбленным» «маленьким людям». А роман «Преступление и наказание» первоначально задумывался как рассказ о «пьяненьких», семье спившихся и опустившихся людей/Чехов эту тему […]...
- Ответственность человека за свою и чужую жизнь В 90-е годы XIX века в творчестве Чехова наступает перелом, связанный с изменением в общественной жизни. Тематика его произведений становится более серьезной. Продолжая линию критического реализма Гоголя и Салтыкова — Щедрина, Чехов выступает против гнилой «тины ужасающих мелочей», уродующих жизнь. Все глубже становятся темы его рассказов, усложняются характеры персонажей. Чехова интересует не только среда, засасывающая […]...
- Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (ЕГЭ по русскому) Талантливый М. А. Булгаков создал поистине величественный шедевр о сущности человеческого бытия. Несмотря на переполненность «Мастера и Маргариты» фантастическими событиями, роман отражает вопросы нравственности, выбора между добром и злом. Все это четко прослеживается через мысли и устремления главных действующих лиц. Автор красочно рисует столкновение Света и Тьмы, причем с необычного ракурса. Мы привыкли воспринимать зло […]...
- Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах Чехова Гуманистическая тема «маленького человека», волновавшая долгое время — от Пушкина до Достоевского — русскую литературу, приобретает у Чехова сатирическую направленность, воспринимается как тема не маленького, а мелкого человека, обывателя, уровень сознания которого не выходит за пределы узенького круга повседневного мещанского существования. Таков один из персонажей чеховского рассказа «Толстый и тонкий» (1883). Как только он, незначительный […]...
- Тема «маленького человека» в ранних рассказах А. П. Чехова В своих ранних рассказах Чехов продолжает тему «маленького человека», традиционную для русской классической литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова новаторски по двум очевидным причинам: во-первых, писатель обладал талантом, то есть собственным оригинальным взглядом на мир; во-вторых, изменились российские общественные условия (конец XIX века), которые нашли отражение в творчестве Чехова. […]...
- ЧТО ФОРМИРУЕТ СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА? «Судьба» — очень сложный и неоднозначный термин. Можно ли сформировать судьбу? Сформировать, слепить, как из сырой глины, свою жизнь. Кто-то уверен, что «делает судьбу» сам, для другого это карма, предначертанное будущее. Поэтому свою работу я назову так: «Что формирует личность человека». Личностью принято считать совокупность черт характера, которые человек проявляет в различной обстановке, И чем […]...
- Тема «лишнего человека» в драматургии Чехова Чехов продолжает заявленную Бальзаком тему накопительства. Причем для русского классика тема денежного обогащения не представляется важной. Его вовсе не интересует денежная ценность вещей, которыми себя окружают герои. Напротив, чем бесполезнее, не нужнее вещь, тем большего внимания она заслуживает. Тема «лишнего человека» плавно переходит в тему «лишней вещи». Обратимся к рассказу «Коллекция», герой которого, Миша Ковров, […]...
- Взгляд А. П. Чехова на судьбу России (по пьесе «Вишневый сад») «Вишневый сад» — последняя пьеса гениального Чехова. В ней нашли свое выражение философские размышления драматурга: о судьбе России — ее прошлом, настоящем и будущем; о современниках и потомках, о быстротечном времени, о предназначении человека. В центре пьесы находится судьба имения помещиков Гаевых. «Душой» этого имения является вишневый сад, с которым связаны воспоминания трех поколений героев: […]...
- Характер человека творит его судьбу Нельзя не согласиться с определением, что Характер человека творит его судьбу, ведь от наших поступков, эмоций и темперамента зависит не только наше настоящее, но и будущее. На самом деле, каждый человек уникален и имеет множество своих особенностей, которые и определяют его судьбу. Характер человека — это большое количество различных характеристик личности, которые влияют на жизнь. […]...
- Тема «футлярности» человека в рассказах Чехова М. Горький писал Чехову: «Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как бурав в землю». Художник И. Репин писал о рассказе «Палата № 6»: «Даже просто непонятно, как из такого простого, незатейливого, совсем даже бедного по содержанию […]...
- Сочинение на свободную тему: «Что формирует судьбу человека?» «Судьба» — очень сложный и неоднозначный термин. Можно ли сформировать судьбу? Сформировать, слепить, как из сырой глины, свою жизнь. Кто-то уверен, что «делает Судьбу» сам, для другого это карма, предначертанное будущее. Поэтому свою работу я назову так: «Что формирует личность человека».Личностью принято считать совокупность черт характера, которые человек проявляет в различной обстановке. И чем больше […]...
- Тема духовного падения человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» 1. История деградации героя. 2. Жизнь доктора Старцева. 3. Превращение в Ионыча. Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво… А. С. Глинка Рассказ А. П. Чехов «Ионыч» — это история деградации личности. Автор описывает болезнь общества на примере молодого доктора Старцева. Прослеживая влияние среды на человека, писатель показывает постепенное превращение доктора Старцева […]...
- Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в прозе Солженицына «Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?» — на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича». Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или […]...
- Тема «маленького человека» в произведениях Чехова Чехов часто обращается к теме «маленького человека», всесторонне освещает человеческую природу самоуничижения. В конце XIX века становится понятным, что прежний литературный подход к персонажам, родственным Вырину, Башмачкину, Мармеладову, устарел. Чехов, переосмысливая образ «маленького человека», исходит из живых наблюдений над современностью и из собственного опыта. Ведь некогда он, будучи лавочником и гимназистом, поставил перед собой задачу […]...
- Пейзаж в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов — тонкий лирик, умеющий увидеть и передать красоту окружающего мира, его гармонию и индивидуальность. В повести «Степь» с большой лирической выразительностью раскрывается «торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни». Как будто забывая о своей глубоко укоренившейся сдержанности повествования, автор пишет: «…душа дает отклик прекрасной суровой родине, и хочется лететь над […]...
- Ответственность за судьбу близкого человека в новелле Дж. Олдриджа «Последний дюйм» (1) Английский писатель Джеймс Олдридж приобрел широкую известность не только в своей стране, но и за ее пределами. «В моих книгах главная тема всегда одна и та же — выбор, — писал Олдридж. — Выбор пути, выбор действия, выбор мировоззрения». Именно этой темы автор придерживается на протяжении всего своего творческого пути, осмысливая ее на различных уровнях. […]...
- Тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова Чехов, великий художник слова, как и многие другие писатели, не мог обойти в своем творчестве тему «маленького человека». Его герои — «маленькие люди», но многие из них стали такими по своей воле. Каждый из его героев олицетворяет какую-либо из сторон жизни: так, например, Беликов («Человек в футляре») — олицетворение власти, бюрократии и цензуры. Все рассказы […]...
- Образ маленького человека в творчестве Чехова Чеховская трактовка маленького человека своеобразна и даже уникальна. Он имел в виду прежде всего традицию, идущую от Карамзина к Достоевскому, но был по отношению к ней резко полемичен. В творчестве Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского маленький человек неизменно заслуживал жалости и сочувствия. Чехов парадоксально переосмыслил этот образ, который под его пером стал вызывать уже не жалость, […]...
- Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова План I. Чехов и сила его таланта. II. Герои Чехова и их судьбы. III. Что автор хочет донести до нас? Сегодня произведения Антона Павловича Чехова многими маститыми писателями, литературными критиками и простыми поклонниками его таланта по праву считаются одними из лучших образцов настоящего мастерства изображения человеческой жизни. […]...
- Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко План I. Человек — хозяин и защитник природы. II. Проблема взаимоотношения человека и природы в произведениях русских писателей. 1. Человек и природа в произведениях В. Астафьева и Ч. Айтматова. 2. Отношение к земле и […]...
- Как в прозе Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (по роману «Мастер и Маргарита») Особенностью романа «Мастер и Маргарита» замечательного русского писателя М. А. Булгакова является то, что, несмотря на фантастичность описываемых в нем героев и событий, данное произведение — исторически и психологически достоверная книга о человеческом обществе всех времен и народов. Ведь через все свое творение автор проносит самую главную, важную проблему человечества — проблему нравственного выбора. Этот […]...
- Тема ответственности в произведениях Булгакова Творчество Михаила Булгакова считается классикой советской литературы, но судьба его литературного наследия очень драматична. Многие произведения Булгакова подвергались гонениям и замалчивались. Вершина его творчества — роман «Мастер и Маргарита»- вышел в свет только спустя четверть века после его написания. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков отражает свою точку зрения на многие важнейшие проблемы: преступление и […]...
- «Город неправильных отступлений» в прозе Чехова Серый, скучный день. Он такой же серый и скучный, как и все остальные дни, приходя-щие в этот город. Всюду только серый цвет: серые, слишком широкие улицы, маленькие, приплюснутые дома, тоже серые, лужи, в которых, как в кривых зеркалах, можно увидеть покосившиеся, искривленные серые дома. Небо затянуто тяжелыми облаками, давящими на дома, на город, через которые […]...
- Влияние войны на судьбу человека Размышления о влиянии войны на судьбу человека и страны (по повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда») Над своей повестью, произведением эпического звучания, Виктор Некрасов работал с 1944 по 1946 г. Писатель изображает фронт, тыл, защитников Сталинграда, сам город и великую Волгу как силы, противостоящие врагу, создавшие условия для его гибели. На страницах романа описана «окопная правда» […]...
- ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» Интерес к творчеству выдающегося русского писателя Л. Н. Толстого с годами не уменьшается. Его произведения волновали поколение наших родителей, а сегодня волнуют нас, потому что проблемы, которые поднимает писатель в своих произведениях, — вечные. У Л. Н. Толстого всегда было свое собственное представление о […]...
- Ответственность за судьбу близкого человека в новелле Дж. Олдриджа «Последний дюйм» (2) Живя в кругу родных и близких людей, мы часто не задумываемся о том, какую ответственность несем за их судьбу. Лишь в критических ситуациях, как например в новелле Дж. Олдриджа «Последний дюйм», человек осознает, как важно вовремя понять, в чем именно заключается эта ответственность. Бен — бывший летчик, вынужденный подрабатывать, снимая фильмы об акулах. Этот человек […]...
- Ответственность за судьбу близкого человека в новелле Дж. Олдриджа «Последний дюйм» (3) Остросюжетные рассказы Джеймса Олдриджа знакомы многим читателям. Привлекают они, прежде всего, тонким анализом человеческой психологии. В новелле «Последний дюйм» автор раскрывает нам момент взросления юного героя под давлением тяжелого испытания. Герой, десятилетний мальчик Дэви, отправляется со своим отцом Беном на самолете на безлюдное морское побережье. Там Бен будет снимать акул под водой. Это очень опасная […]...
- Проблема ответственности человека за жизнь на Земле в романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок» Мысль об ответственности человека за жизнь на Земле присутствует в каждом произведении писателя, потому что в этом он видит смысл жизни человека. Буранный Эдигей — один из тех, на которых земля держится. Он связан со своей эпохой, он сын своего времени. Он не занимает ответственных постов, он просто человек и труженик. Для писателя человек значителен […]...
- «Романс в прозе» Чехова Отношение Чехова к романсу в начале творческого пути было негативное, даже скорее ироничное, но постепенно оно меняется, потому что в романсе писатель открывает безграничные возможности выражения человеком своих чувств, переживаний и мыслей. К середине 80-х годов романс в прозе Чехова выступает не только как элемент музыкального быта, как фон, на котором развиваются события, но и […]...
- Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна) Тема любви в произведениях писателей рубежа 19-20 веков особенна — зачастую она окрашена в пессимистические, даже трагические тона. Чехов, Бунин, Куприн — все они испытывают тоску по настоящей, сильной, искренней любви, однако не видят ее вокруг себя. По мнению этих художников слова, современные им люди разучились любить, они эгоистичны и корыстны, душа их черства, а […]...