Образ маленького человека в творчестве Чехова
Чеховская трактовка маленького человека своеобразна и даже уникальна. Он имел в виду прежде всего традицию, идущую от Карамзина к Достоевскому, но был по отношению к ней резко полемичен. В творчестве Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского маленький человек неизменно заслуживал жалости и сочувствия. Чехов парадоксально переосмыслил этот образ, который под его пером стал вызывать уже не жалость, а насмешку или даже презрение.
Почему? Потому что в трактовке этой темы, как и во всем своем творчестве, Чехов переключил внимание со среды
У Чехова же сам человек прежде других виноват в том, что он маленький, потому что слишком часто и легко забывает о чувстве собственного достоинства, о естественной человеческой гордости, потому что ради выгоды, престижа, прибавки к жалованию, а то и просто так, на всякий случай, готов унижать сам себя. Вот, например, рассказ «Толстый и тонкий». Ситуация, использованная многими писателями задолго до Чехова — встреча двух чиновников разного
Казалось бы, можно ожидать, что старший по чину («Толстый») не признает своего бывшего друга, начнет перед ним важничать, а то и унижать его и т.п. Но ничего подобного, все как раз наоборот. «Толстый» искренне рад видеть приятеля, с удовольствием предается воспоминаниям и даже не думает о разнице в их положении, пока сам «Тонкий» ему об этом не напоминает. Но каково же поведение «Тонкого»? Вот он-то и есть подлинный «герой» рассказа.
Узнав, что его бывший приятель уже дослужился до статского генерала, он начинает всячески лебезить, подлизываться, унижаться, меняется даже сам тон его речи, становясь почтительно-подобострастным. Человек в этом рассказе явно не ощущает себя человеком, а лишь чиновником определенного класса. И ведь его никто не угнетает, не принуждает унижаться, он проделывает это сам, добровольно.
Или рассказ «Смерть чиновника». Его фабула несложна и известна, обратим лишь внимание на то, что опять отсутствует мотив унижения Червякова со стороны генерала, да и сам генерал служит по другому ведомству и, значит, никак «отомстить» Червякову не может, да и не хочет. Но такова уже привычка к униженному и рабскому положению, такова сила добровольного холопства, что Червяков, нечаянно чихнувший на лысину генералу, в конце концов умирает от этих переживаний, пройдя предварительно несколько ступеней самоуничижения.
Еще будучи совсем молодым человеком, Чехов писал своему брату Михаилу: «Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое сознаешь? Ничтожество свое сознавай знаешь где?
Перед Богом, пожалуй, пред умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность».
Человек не должен, не смеет делать себя маленьким — вот основная мысль Чехова в его интерпретации интересующей нас темы.