Тема любви в лирике В. В. Маяковского

Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью и отчаянием – вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают нам и о его любви, о том, когда и какой она была или когда ее не было. В ранних стихах Маяковского упоминание о любви встречается дважды: в цикле лирических стихотворений 1913 года “Я” и стихотворении “Любовь”, где о любви говорится также вне связи с личными переживаниями. Но вот мы открываем поэму “Облако в штанах” и нас сразу охватывает чуть ли не с первых строк тревожное чувство большой и страстной

любви:
Нежные!
Вы любовь на скрипки ложите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
Чтобы были одни сплошные губы!
И дальше с той же силой трагизма поэт рассказывает о своей безответной любви к Марии – любви, пожаром охватившей сердце, причинившей ему мучительную, нестерпимую боль. Рассказывая о своей любви к Марии, поэт так охарактеризовал свои чувства:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Пути Марии и Владимира Маяковского разошлись. Между ними встало препятствие, одно из тех, которые порождались обстоятельствами, рожденными на
господстве материальных расчетов В поэме этому дано очень краткое объяснение словами самой Марии: “Знаете – я выхожу замуж”.
Прошло не более полугода, и сердце его вновь разрывают муки любви. Лиля Брик и ее сестра Эльза Триоде в воспоминаниях о Маяковском дают понять, что он был влюблен в них обеих – сначала младшую, а затем в старшую. Эти его чувства находят отражение в поэме “Флейта-позвоночник”, написанной осенью 1915 года.

И снова, как в “Облаке”, не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы. Обращаясь к Богу, поэт взывает:
… слышишь!
Убери проклятую ту,
Которую сделал моей любимою!

А в поэме “Человек”, звучащей гимном человеку-творцу с его сердцем, способным творить чудеса, любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:

Гремят на мне
Наручники,
Любви тысячелетия.
И
Только боль
Моя острей –
Стою,
Огнем обвит,
На несгорающем костре
Немыслимой любви.
Спустя несколько лет, уже в советское время, Маяковский пишет одну за другой поэмы – “Люблю” (1922 г.) и “Про это” (1923 г.) Поэма “Люблю” – это своеобразное лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Как бы исповедуясь перед самим собой и в то же время полемизируя с распространенной в те годы буржуазно-обывательской теорией “свободной любви”, Маяковский славит любовь неизменную и верную, которую не могут смыть “ни ссоры, ни версты”. Но проходит немного времени – и в новой поэме “Про это” поэт предстает перед нами опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью.

В тяжелом отчаянии, размышляя о жизни и смерти, он говорит о первостепенном значении для него любви: “Страшно – не любить, ужас – не сметь”. Обращаясь из будущего в настоящее, поэт с горечью констатирует:
Я свое, земное, не дожил,
На земле
Свое не долюбил.
Маяковский много писал о любви. Ярким, радостным и светлым гимном любви звучит стихотворение “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”, написанное в 1929 году. Адресованное редактору “Комсомольской правды”, в которой сотрудничал Маяковский, стихотворение представляет собой лирический монолог, где шутка соседствует с серьезной мыслью, разговорная речь – с высоким поэтическим словом, бытовая зарисовка – с подчеркнутой гиперболой. Обывательским взглядам на любовь поэт противопоставляет большое чувство, которое является источником силы и творчества:
Любить –
Это с простынь,
Бессонницей рваных,
Срываться,
Ревнуя к Копернику,
Его,
А не мужа Марьи Иванны,
Считая
Своим
Соперником.
Размышления о сущности любви постепенно и органично перерастают в размышления о вдохновении и творчестве:
На земле
Огней – до неба…
В синем небе
Звезд –
До черта
Если б
Не был я поэтом,
Я бы стал бы
Звездочетом…

Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг, на геройство, на деятельность во имя человечества. Любовь существует для того:
Чтоб подымать,
и вести,
И влечь,
Которые глазом ослабли.
В заключительных строках стихотворения Маяковский говорит о той огромной силе, которую любовь дает человеку:
Ураган,
Огонь,
Вода
Подступают в ропоте.
Кто
Сумеет
Совладать?
Можете?
Попробуйте..
Из “Письма товарищу Кострову…” видно, что в сердце поэта появилась новая любовь, что “опять в работу пущен сердца выстывший мотор. “Это была Татьяна Яковлева, с которой Маяковский встретился в Париже в 1928 году. Высокая, стройная, под стать Маяковскому, Татьяна серьезно увлекалась поэтом. Посвященные Татьяне Яковлевой стихотворения: “Письмо товарищу Кострову…” и “Письмо Татьяне Яковлевой” проникнуты счастливым ощущением большой, настоящей любви. Гордость и ласка звучат в строках, обращенных к любимой:
Ты одна мне
Ростом вровень,
Стань же рядом
С бровью брови.
Дай
Про этот
Важный вечер рассказать
По-человечьи.
Свою любовь Маяковский не представляет вдали от родины, поэтому настойчиво зовет Татьяну Яковлеву в Москву:
Мы теперь
К таким нежны –
Спортом выпрямишь
Не многих, –
Вы и нам
В Москве нужны, не хватает
Длинноногих.
Поэт был уверен, что любовь победит;
Я все равно
Тебя
Когда-нибудь возьму –
Одну
Или вдвоем с Парижем.
Марковский очень сильно переживал разлуку с Татьяной, каждый день посылал ей письма и телеграммы, с нетерпением ждал поездки в Париж. Но встретиться было не суждено. Маяковскому было отказано в выезде в Париж в январе 1930 года.

Через три месяца его не стало.
Незадолго до смерти Маяковский написал стихотворение “Неоконченное”, в котором есть такие строки:
Уже второй,
Должно быть ты легла,
А может быть
И у тебя такое
Я не спешу
И молниями телеграмм мне незачем
Тебя
Будить и беспокоить…
Таким поэтом был Маяковский: трибун, новатор и тончайший лирик, которому были доступны все оттенки человеческих чувств. Лирический герой Маяковского – человек, сумевший выразить всю силу, глубину и благородство человеческой души. В одном из стихотворений он писал:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я, весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

Тема любви в лирике В. В. Маяковского