Трагичность любви в лирике В. В. Маяковского

1. Значение любови в жизни человека.
2. Личные любовные переживания поэта.
3. “Облако в штанах”.
4. “Флейта-позвоночник”.
5. Поэма “Человек”.
6. “Люблю” и “Про это”.
7. Рождение новой любви.
Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая,
Демоническая и в то же время безмерно обреченная,
Гибнущая, почти зовущая на помощь.
Б. Л. Пастернак
Само чувство любовь, является одним из самых ярких, незабываемых и прекрасных чувств в жизни каждого человека. Мечта об этих нежных чувствах, мечта о вдохновенной

любви, ее поиски – все это вечные темы в творчестве любого писателя, художника, музыканта. У В. В. Маяковского тема любви занимает одно из самых главных мест в его творчестве. Он пишет о любви – благородной, преданной, самоотверженной.

У него влюбленный герой готов даже к самопожертвованию ради любимого человека. Как говорил писатель: “Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным.

Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем”.
У Маяковского вся жизнь с ее радостями и горестями, обидами и разочарованиями была

изложена в стихотворениях. И лишь в ранних его поэтических творениях – “Я”, “Любовь”, трагедия “Владимир Маяковский” – любовь показывается вне связи с личными переживаниями. Последующие стихотворения поэта начинают рассказывать читателю о пережитой любви самим Маяковским, о его переживаниях и о том, какой она была.

Все пережитые поэтом чувства испытывает на себе и сам лирический герой, он познает, что такое любовь – любовь-страдание, любовь-мука, любовь-наслаждение. В 1914 году Маяковский написал поэму “Облако в штанах” и здесь, сразу же с первых строк ощущается тревожное чувство большой и нежной любви:
Нежные!
Вы любовь на скрипки лежите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
Чтобы были одни сплошные губы!
Дальше со столь же трагической силой поэт пишет о своей безответной любви, которая полностью поглотила его. Эта любовь охватила своим жарким пламенем сердце поэта и причинила ему мучительную и нестерпимую боль:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен! Мама!
У него пожар сердца.
Но эта трагическая любовь, все переживания и волнения оказываются не выдуманными. Сам Маяковский указывает на то, что все события, описанные в поэме реальны:
Выдумаете, это бредит малярия?
Это было, было в Одессе.
“Приду в четыре”,- сказала Мария.
Восемь. Девять. Десять… И вот,
Громадный,
Горблюсь в окне,
Плавлю лбом стекло окошенное.
Будет любовь или нет?..
Да! Действительно Маяковский был по-настоящему влюблен в некую Марию, которую он встретил в Одессе. Тогда там вместе с Маяковским находился поэт В. В. Каменский.

Позже он так рассказывал о любви поэта: “Маяковский влюбился здесь в красавицу Марию Александровну… Взволнованный,
Взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией он влетал к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: “Вот это девушка! Вот это девушка!”” Однако этой любви не суждено было стать вечной. Трагическая любовь приносит не радость, а одни лишь страдания.

И самое страшное здесь заключается в том, что препятствия для искренней любви выстраиваются социальными условиями той жизни, основанными на неравенстве людей, на предрассудках и господстве материальных расчетов. Вся эта жестокая и несправедливая действительность отняла у поэта любимую девушку и украла ее любовь. Пройдя все эти переживания, Маяковский с горечью сказал: “Любить нельзя – масса тяжелых неприятностей”.

Вся эта социальная несправедливость очень кратко упоминается в поэме Маяковского “Облако в штанах”. В ней слышен голос самой Марии:

Вошла ты,
Резкая, как “нате!”,
Муча перчатки замш,
Сказала:
“Знаете –
Я выхожу замуж”.
Хоть поэт и говорил: “Любить нельзя!” – но он не мог не любить. Уже через год сердце поэта вновь разрывают муки любви. Свои новые чувства он отразил в поэме “Флейта-позвоночник” (1915), и здесь снова слышны мотивы не радости от любви, а отчаяние и страдание:
Версты улиц взмахами шагов мну,
Куда уйду я, этот ад тая!
Какому небесному Гофману
Выдумалась ты, проклятая?!
Обращаясь к Богу, поэт взывает:
…слышишь!
Убери проклятую ту,
Которую сделал моей любимою!
Маяковский так и не смог найти счастье, нежность, успокоение и радость в любви. Об этом свидетельствуют все последующие произведения поэта 1916-1917 годов.
Поэма “Человек” звучит как гимн человеку-творцу. В этой поэме любовь так же описывается через образы, выражающие только одно страдание влюбленного героя:
Гремят на мне
Наручники, любви тысячелетия…
И только боль моя острей – стою,
Огнем обвит, на несгораемом костре
Немыслимой любви.
Стихи Маяковского, которые обращены к любимой, полны страсти, нежности, но одновременно содержат много сомнений, протестов и даже отрицания любви как таковой: Любовь!
Только в моем
Воспаленном
Мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите –
Срываю игрушки-латы
Я,
Величайший Дон-Кихот!
В 1922 году появляется поэма “Люблю”, где Маяковский размышляет о любви, о ее сущности и месте в жизни каждого человека. Писатель стремиться противопоставить любви продажной любовь истинную, верную, чуткую, которая выстоит и ссоры, и жизненные невзгоды. В 1923 году он пишет поэму “Про это”, где опять возвращается к герою, который страдает и мучается от любви.

Поэт искренне переживает за лирического героя. Маяковского тревожит то, что героя не коснулись радости жизни:

В детстве, может,

На самом дне,

Десять найду

Сносных дней.
А то, что другим?!
Для меня б этого!
Этого нет.
Видите –
Нет его!
Поэт с горестью замечает:
Я свое, земное, недожил,
На земле
Свое недолюбил.
В журнале “Молодая гвардия” в 1929 году было напечатано стихотворение Маяковского “Письмо т. Кострову из Парижа о сущности любви”, именно с появлением этого стихотворения становится понятно, что в сердце поэта родилась новая любовь – “опять в работу пущен сердца выстывший мотор”. Он встретил Яковлеву, он влюбился, а главное то, что эта любовь уже была взаимной. “Письмо т. Кострову…” и опубликованное несколько лет спустя “Письмо Татьяне Яковлевой” содержат в себе уже совсем другие настроения, появляются новые интонации. В этих письмах уже нет надрыва, тоски и разочарования.

Так, в “Письме т. Кострову…” Маяковским описывается радостное чувство. Письмо проникнуто счастливым предвкушением большой и настоящей любви:
…как на свиданье,
Простаивая, прислушиваюсь:
Любовь загудит – человеческая,
Простая…
Он действительно навеки был ранен любовью и рана эта – незаживающая, кровоточащая. Жизнь и судьба поэта была драматичны, но читателя поражает сила той любви, которая вопреки всему способна утверждать непобедимость жизни. И Маяковский был прав, когда говорил:
Если я чего написал,
Если чего сказал –
Тому виной глаза-небеса,
Любимой моей глаза.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Трагичность любви в лирике В. В. Маяковского