Стихотворение А. А. Блока “Девушка пела в церковном хоре”
Романтическое искусство, и символизм как одно из направлении неоромантизма, отмечено особой устремленностью к высоким духовно – нравственным, социальным и эстетическим идеалам. Действительность во всей ее противоречивости всегда воспринималась романтиками в свете этих идеалов. В стихотворении Блока “Девушка пела в церковном хоре…” отразилось желание поэта утешить человеческие души в минуты скорби, возвысить страдание как одно из самых сильных чувств, подарить людям надежду, что “радость будет”.
И хотя поэтическое
Такие стихи трудно соотносить с каким-то реальным событием. Это стихотворение было написано в августе 1905 года, в кровавое время первой русской революции. Александр Блок очень болезненно воспринял расстрел у Зимнего, баррикады и митинги и даже в один из судьбоносных дней сам нес красное знамя впереди демонстрации. Возможно, строки стихотворения стали молитвой поэта, исполненной искреннего сочувствия утратам
Современник Блока Измайлов данное произведение связывает с Цусимским сражением в русско-японскую войну, считая ключевым образ кораблей живым откликом на гибель русской эскадры. Нам сейчас это не кажется столь важным, значение имеет свет, оставивший “луч” “на белом плече”, который рождает у нас надежду на воскресенье и вечную жизнь.
Корабли как символ обновления, веры в приход лучших времен играли роль еще в пьесе Блока “Король площади”. В стихотворении “Девушка пела в церковном хоре…” мотив кораблей также является знаковым и определяет пафос всего текста. С ними связано представление об уходе и возвращение в “тихую заводь” как извечном жизненном пути. Без путешествия к новому не будет щемящей радости обретения домашнего очага.
Но философия жизни такова, что не каждая мечта, даже самая высокая, в действительности становиться реальной, и оказывается, что мы “из мрака” только грезим о песнях “светлой жизни”.
Композиционно стихотворение выстроено по принципу антитезы, излюбленному приему Блока. Борьба светлого и темного, мрачного и жизнеутверждающего бросает отсвет на все образы. Луч является символом духа, он “тонок”, но его видит “каждый”. Белый цвет, на который автор постоянно обращает наше внимание при описании облика героини, – это цвет святости и чистоты, непорочности и невинности.
Только ей доверено петь “О всех усталых в чужом краю, / О всех кораблях, ушедших в море, / О всех, забывших радость свою”. Однако люди видят луч надежды “из мрака”, прихожане слышат лишь голос “белого платья”.
Может быть, поэтому “у царских врат, / Причастный тайнам, – плакал ребенок…” Сразу несколько акцентов призваны вызвать у читателя сомнения в лучшем исходе для тех, кто оказался отлученным от родины. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, “что никто не придет назад”. Мрак жизни оказывается подвластным светлому лучу лишь в церкви, песня надежды почти неземной героини оказывается противопоставлена плачу.
И лексический ряд стихотворения отражает антитетичность авторского восприятия мира.
При чтении стихотворения переживания сменяют друг друга: томление от неизвестности, песня – надежда девушки и чувство обреченности, вызванной плачем малыша. Поэтом постигается загадка нашей жизни, в которой все противоречиво. Красота бытия состоит в ярком чувствовании моментов прекрасного, мудрость – в умении увидеть этот тонкий луч радости.
Парадокс и заключается в том, что именно на фоне мрака сияние света становится заметнее. Хочется верить, что ребенок плачет о мраке дня сегодняшнего, а девушка поет о будущем, ее голос, “летящий в купол”, направлен ввысь, обращен к царским вратам с мольбой за человечество.
Поэт верит, что этот голос не может не долететь до Всевышнего, не может остаться неуслышанным. Молитва лирической героини – это и его молитва за родную Отчизну, за всех русских людей. В таком служении Блок видел назначение поэта.
Им пронизано все его творчество, полное горячей искренности и трепета.