Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого (по роману “Война и мир”)?

По убеждению Толстого, подлинная духовная жизнь человека – тернистый путь к нравственным истинам. Герои романа “Война и мир” проходят этот путь, встречаясь на своем пути со множеством разочарований.
Важно, что нравственные искания, по мысли писателя, свойственны только дворянству – крестьяне интуитивно ощущают смысл бытия. “Люди из народа” живут гармоничной, естественной жизнью, и потому им легче быть счастливыми.
Цель нравственных исканий героев Толстого – счастье. “Великое, непостижимое и бесконечное” открывается

героям “Войны и мира” в простых, обыденных вещах, которые раньше, в период заблуждений, казались им слишком “прозаичными”. Так, Пьер Безухов, попав в плен, понял, что счастье – это “отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни”, а несчастливым человека делает избыток “удобств жизни”.
Толстой учит видеть счастье в самых обычных, доступных абсолютно всем людям вещах: в семье, детях, в ведении хозяйства. То, что объединяет людей, и есть, по мнению писателя, самое важное и значительное. Вот почему попытки его героев
найти счастье в политике, в идеях наполеонизма или общественного “благоустройства” терпят крах, приводят их к разочарованиям.
Способность к духовной эволюции – характерная черта “любимых”, духовно близких автору героев: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. “Чужые”, “нелюбимые” герои Толстого (Курагины, Друбецкие, Берг) не способны к нравственному развитию.
Андрей Болконский и Пьер Безухов – представители интеллектуальной дворянской элиты России. Их жизненные взгляды, привитые светским обществом, во многом схожи. Так, оба героя с презрением относились к “близкому” и “понятному”.

Толстой подчеркивает “оптический самообман” этих людей, отчужденных от повседневной жизни: в обыденном они не способны рассмотреть великое и бесконечное, а видят только “одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное”.
Оба героя, стремясь к самореализации, считали своим кумиром Наполеона, мечтали подражать ему. И оба героя, пройдя сложный путь духовного развития, разочаровались в этой фигуре, найдя для себя другие – приближенные к истинным – идеалы.
Главное духовное прозрение Пьера – это постижение ценности обычной, негероической” жизни (что интуитивно понимал и князь Андрей). Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, Безухов понял, что счастье – в самом человеке.
На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых “нельзя отделаться”: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?

Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?”.
Толстой показывает, что и в мировоззрении Андрея Болконского переломы – результат столкновения с проявлениями “живой” жизни (рождение, смерть, любовь, физическое страдание).
Этот персонаж также проходит сложный духовный путь. Его окончательное нравственное прозрение происходит после ранения под Бородином. Именно там он испытал любовь и жалость к своему врагу – Анатолю Курагину, потерявшему в бою ногу. Размышляя об этом человеке, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни – “сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, – … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…”
Проходит свой “путь исканий” в романе и Наташа Ростова. От полудетской жизнерадостности и беззаботной, своевольной юности через раскаяние и мучительное сознание своей греховности (после истории с Анатолем), через боль от утраты близкого человека – князя Андрея – она приходит к счастливой семейной жизни и материнству.
Толстой показывает, что после замужества все интересы Наташи сосредоточены на семье – она выполняет естественное предназначение женщины: “Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью”.

По мнению писателя, удивившая многих перемена в Наташе – вполне естественная реакция на требования жизни: теперь ей было “совершенно некогда” “украшать” себя, для того чтобы “нравиться другим.
Таким образом, Наташа Ростова в эпилоге – толстовский идеал женщины, выполняющей свое естественное предназначение, живущей гармоничной жизнью, свободной от всего ложного и наносного. Наташа нашла смысл своего существования в семье и материнстве – это и сделало ее сопричастной всей стихии человеческой жизни.
Пока человек жив, утверждает Толстой в своем романе “Война и мир”, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится к Андрею Болконскому, Пьеру Безухову, Наташе Ростовой.
Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героев, возвращением на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие этих персонажей – сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыдущий, но и выводит их на новую духовную высоту.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 2.33 out of 5)
Loading...

Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого (по роману “Война и мир”)?