Стиль лирики Ф. И. Тютчева и совершенство художественных образов
Чем чаще мы знакомимся с разными поэтами, тем больше понимаем, что каждый из них имеет свой почерк и представление о жизни. У каждого большого художника слова есть индивидуальные приемы словесного отбора, свой синтаксис, своя философия. И так, как мы узнаем голос знакомого человека, нам кажутся понятными и узнаваемыми строчки совершенно незнакомых нам стихов. В авторстве трудно ошибиться. «Что же нам помогает ощутить «знакомое»?
Интуиция? Но интуиция должна на что-то опираться. Этой опорой являются творческое своеобразие и тот особенный
И мы никогда не перепутаем стихи А. Пушкина и М. Лермонтова, С. Есенина и А. Ахматовой, А. Блока и Н. Некрасова. У лирики не только свой мир чувств, но и свой язык, то есть средства, которые передают от человека к человеку (от писателя к читателю) мысли и ощущения, на уровне запаха воспринимаемые образы и картины.
Зачастую это происходит помимо логики, причем передаче не мешает ни время, ни пространство. Совершенно не похож ни на кого замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев. Стилистика его рассчитана
Язык стихов поэта Ф. И. Тютчева и его стилистика весьма своеобразны и заслуживают непосредственного внимания. Любителям поэзии хорошо известно четверостишие Ф. И. Тютчева, которое он написал на последнем десятке своей долгой, полной событиями жизни:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать
В Россию можно только верить Трудно, да, пожалуй, и вряд ли возможно измерить этим «аршином общим» и сам жизненный и творческий путь великого поэта. Даже самые близкие Тютчеву люди часто теряли всякую возможность понять его мятущуюся душу. «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей, но у которых нет, однако, и души. — Так записывает о нем свои впечатления старшая дочь поэта Анна Федоровна, наиболее близкая ему по мыслям и чувствам. — Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойное…» Творение поэта очень разные: он вкладывает в них все свои мысли и чувства, правда, сам Ф. И. Тютчев относился к своим созданиям несерьезно, записывая стихи на клочках бумаги, на обрывках.
Только благодаря его друзьям удалось сохранить его творения и показать их миру. Он уделял внимание всему: жизни и смерти, красоте и обыденности, дню и ночи (Тютчев описывает день как нечто прекрасное, оживление всего живого, он называет его «другом» человечества, а ночь он отражает как нечто ужасное, страшное и таинственное, покрывающее все золотое и доброе; то, как это происходит и в жизни: плохое сменяется хорошим и наоборот.), и весне и зиме, а в особенности любви, и именно это составляло большую часть его жизни, в которой было столько же разнообразия, сколько и в его творениях. Характеризуя творческий процесс Тютчева, Аксаков писал, что «стихи у него были плодом труда, хотя бы и вдохновенного, но все же труда, подчас даже усидчивого у иных поэтов». В отношении «иных поэтов» все правильно: у большинства из них стихи действительно можно назвать «плодом труда».
Стихи же раздумий его души, души мятущейся или негодующей, влюбленной или ненавидящей, являлись как бы поэтическим завершением его духовной мысли.
Я, пожалуй, соглашусь с Аксаковым, что любое творение художника — это труд, хоть и построенный на вдохновении, но все-таки труд. Поэт все содержание своих стихов пропускал непосредственно через свою жизнь и душу. Многие читатели не осознавали смысла стихотворений Тютчева по той самой причине, что поэт опережал свое время.
Когда читатели подходили к проблеме «личности человека и общества», автор уже уходил от этой проблемы и писал об одиночестве и безмолвии. Постижение Тютчева происходило по мере того, как все больше осознавалась связь самых интимных, индивидуальных переживаний человека с безостановочным поиском общественной мысли, с непрестанным движением истории. Тютчев становился необходимым читателю, по мере того как в очистительных бурях начала XX века формировалась новая, универсальная и сложная человеческая личность.