СПОСОБЫ ОСМЕЯНИЯ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ (по рассказам А. П. Чехова)

СПОСОБЫ ОСМЕЯНИЯ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ

(по рассказам А. П. Чехова)

1 вариант

Мне очень нравится читать рассказы А. П. Чехова. Они смешны, остроумны, поучительны. В них правдиво отображены особенности жизни русского общества и те негативные явления, которые волновали автора.

Не прибегая к нравоучениям, Чехов метко высмеивает человеческие пороки и недостатки. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» речь идет о встрече двух друзей детства. Один из них, Порфирий, — бедный и неустроенный в жизни коллежский асессор, другой, Михаил, —

богатый и влиятельный тайный советник, дослужившийся до высоких наград. В начале беседы они радостно обнимаются, целуются, оживленно делятся новостями.

Но стоило тонкому узнать о высоком чине толстого, он съеживается, начинает лебезить, услужливо хихикать, унижаться. Становится понятно, что главное для него — положение в обществе. Чинопочитание, привычка выслуживаться перед начальством уничтожили в Порфирии все человеческие качества, превратили его в вечно унижающегося чиновника.

В рассказе «Злоумышленник» автор убедительно показывает, как легкомыслие и невежество могут привести к трагедии.

Так, мужики, нуждаясь в грузилах для рыбной ловли, вывинчивают гайки, скрепляющие на железной дороге рельсы и шпалы. В итоге кратковременное удовольствие оборачивается человеческими жертвами: поезда сходят с неукрепленного полотна.

Наблюдательность, тонкий юмор, острая ирония Чехова помогают людям не только замечать свои отрицательные черты, но и избавляться от них.

2 вариант

Рассказы А. П. Чехова читать очень интересно: внимание писателя останавливается не на том, что ясно и очевидно, а на том, что едва заметно, что прячется под обычной и привычной повседневностью. Яркий факт социального зла и неправды, резкий и бросающийся в глаза, — частный случай из жизни простого обывателя, но таких случаев тысячи. Чехов-писатель видит то, чего не видит рядовой наблюдатель. Говоря с одинаковой интонацией о большом и малом, Чехов не делал различия между крупными и мелкими явлениями, значительными и незначительными событиями.

Внимание писателя направлено на создание такой ситуации, в которой проявляются настоящие человеческие качества героя. Финал рассказов писателя лаконичен, действие обрывается неожиданно, но ситуация и поведение героев в ней содержат определенный моральный вывод.

В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает добровольное холопство и чинопочитание. Толстый говорит тонкому, что искренне рад встрече с гимназическим приятелем, и тонкий сначала ведет себя с ним на равных. Но стоит тонкому узнать, что бывший одноклассник преуспел по службе, имеет две звезды и стал «его превосходительством», он вдруг бледнеет и начинает вести себя подобострастно и заискивающе.

В «Смерти чиновника» мы тоже встречаемся с человеком с холопской душой. Червяков, наслаждающийся в театре «Корневильскими колоколами», нечаянно чихнув на лысину статского генерала, начинает бесконечно перед ним извиняться. Генерал давно Простил Червякова, сказал, что не собирается преследовать его по службе.

Но у Червякова до того развито чувство подобострастия перед высшими чинами, что он не понимает простого человеческого языка, у него перед глазами одно: нарушил нормы поведения. И по собственной глупости, привыкнув унижаться и трепетать, услышав генеральское «Пошел вон!», Червяков умирает.

В рассказе «Хамелеон» — мгновенные перепады от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству. Эти черты хамелеонства полицейского надзирателя Очумелова получили широкий смысл, они есть и у пострадавшего Хрюкина, совершенно не вызывающего никакого сочувствия, и у дьячка из «Хирургии», и у самого «хирурга» — земского фельдшера Курятина. Курятин исполнен гордости от знакомства с сильными мира сего и презрения к злосчастному пациенту и ему подобным: «Ничто тебе, не околеешь!»

Рядом с хамелеонами разных мастей в один ряд выстраиваются пришибеевы — блюстители порядка, добровольные соглядатаи и хранители основ. Безусловная вера в незыблемость этих основ свойственна всем — и сильным, богатым, властвующим, и слабым, униженным, оскорбленным. Люди видят в себе не людей, а чины и состояния, — на этом, по их мнению, и держится современный порядок жизни.

В рассказе «Унтер Пришибеев» местное начальство никак не может втолковать добровольному блюстителю порядка унтеру Пришибееву, что не нуждается в его услугах. Но Пришибеев усердствует — он чувствует себя опорой порядка и хочет разъяснить самому мировому судье некоторые полезные истины, думая, что никто, кроме него, это не сделает лучше.

Чехов решительно выступал не только против преклонения перед высшими чинами, но и против преклонения перед деревенским укладом жизни и патриархальностью сельской общины. В рассказе «Злоумышленник» писатель отрицает идеализацию простого мужика.

Денис Григорьев никак не может понять, почему нельзя отвинчивать гайки на железнодорожных путях: руководствуясь собственной логикой, кроме своих потребностей, он ничего больше не хочет знать, в своем ограниченном мирке Денис достаточно хитер, но его мирок беден, убог и смешон!

Читая рассказы Чехова, мы от веселого смеха над несуразностями жизни, от горестного удивления перед вопиющими глупостями жизненного уклада людей приходим к ощущению необходимости и возможности изменить жизнь человека.


СПОСОБЫ ОСМЕЯНИЯ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ (по рассказам А. П. Чехова)