«Соответствия», анализ произведения Бодлера
Вся жизнь Шарля Бодлера состояла из сплошных несоответствий. Его отец был старше матери на тридцать с лишним лет. Сам Шарль, всю жизнь искавший и требовавший любви от окружающих его людей, так и не смог подарить любовь даже своей собственной матери.
Впоследствии Бодлер писал: «Совсем еще ребенком я питал в своем сердце два противоречивых чувства: ужас жизни и восторг жизни». Это двойственность, очевидно, и стала визитной карточкой его поэзии, наполненной контрастами и оксюморонами. Даже название Сборника «Цветы зла», принесшего
Сборник стал своеобразной «энциклопедией» французской жизни, так как на страницах стихов возникали разные образы современности Бодлера. Есть, однако, особый цикл — «Сплин и идеал», посвященный искусству. Именно в этом цикле мы можем найти «Соответствия» Шарля Бодлера.
Видимо, именно к соответствиям стремился Бодлер всю свою недолгую мятежную жизнь.
Данное произведение по форме и жанру представляет из себя классический сонет, состоящий из двух четверостиший и двух
А ближе к ХХ веку появились даже политические и сатирические сонеты.
Объектом изображения Шарля Бодлера становятся соответствия. Обычно критики выделяют два основных соответствия: между физическим существованием и духовной сферой, а также между миром чувственных форм и миром выдуманных идей. Очевидно, эти соответствия проявляются у Бодлера в мире природы и человека: «Природа — строгий храм», в котором невозможно даже «невнятный звук украдкою» уронить, поэтому «лесами символов бредет» «смущенный человек».
Скорее всего, это смущение вызвано той гармонией, которая царит в природе, ведь «в ней сочетаются благоухания, и звуки, и цвета».
Какое же место отведено человеку в этой строгой иерархии? Этот вопрос волновал многих поэтов. Например, Русский поэт Федор Тютчев считал, что между человеком и природой возник разлад, а виноват в этом человек, наделенный разумом, поэтому «ропщет мыслящий тростник».
Бодлер подходит к решению этого вопроса иначе. Назначение человека в искусстве — выражать реальную жизнь, в которой все смешивается: красота и уродство, высокое и низкое, добро и зло. Это порой действительно соответствует друг другу.
Отсюда и название стихотворения.
Но поэт идет дальше в своих рассуждениях. Соответствия у него приводят к взаимопроникновению и даже полному слиянию: так «запах девственный» чист, как луг, а «высокий звук гобоя» свят, как тело детское. Еще удивительней, что «слиянье ладана и амбры и бензоя» создают торжественный, но при этом «развратный аромат».
И довершает слияние «высших дум восторг и лучших чувств экстаз».
Таким образом, Шарль Бодлер, мечущийся между «восторгом жизни» и «ужасом» перед ней, ощущающий сплин (недаром цикл называется «Сплин и идеал»), по сути, «русскую хандру» и ищущий свой идеал, воплощает всей своей поэзией феномен, названный Гегелем «несчастным сознанием». Это значит, что сознание раздвоено, разорвано, поэтому пребывает в состоянии «бесконечной тоски». Даже сам Бодлер называл себя «истериком» и «записным пессимистом», погруженным в мир собственных мрачных фантазий.
Все это, однако, и создает особый стиль Шарля Бодлера, который уже не спутаешь ни с кем.