Cкандальный сборник “Цветы зла” Бодлера

Его главное творение – знаменитый, легендарный, скандальный сборник “Цветы зла” (1857), который положил начало европейскому модернизму. Первое, что характерно для него абсолютный пессимизм, глобальное разочарование в мире в духе Байрона. Жизнь предстает в стихах Бодлера как нечто страшное, отвратительное, бессмысленное, настоящий Хаос, где царит смерть, разврат, зло, старость, нищета, болезни, голод, преступление.

Так устроен мир, и надежды изменить его – нет. Неистребимое зло живет в самом человеке, лирический герой Бодлера его

чувствует в себе. Главный вопрос: как он к этому относится? По-разному.

Есть стихи, яркие, сильные, более традиционные, в которых Бодлер осуждает зло в мире и в себе, страдает от зла внутреннего и внешнего. В эту страшную атмосферу всеобщего зла с головой погружает читателя первое же стихотворение сборника “Предисловие”.

Приблизительно тот же смысл имеют замечательные стихотворения “Искупление”, “Исповедь”, “Сплин”, “Веселый мертвец”, “Плаванье”. В других стихах он прославляет любовь и красоту как спасение и возрождение души, например, стихотворение “Живой факел”.

Но

есть у Бодлера другие стихи, настоящие бодлеровские, бунтарские, нетрадиционные, где он по-другому относиться к злу – это стихи, где поэт находит позитивное в негативном, красоту в смерти, разложении, наслаждение в грехе и пороке, описывает все это красиво, красочно. Бодлер находит в зле то, что влечет к нему человека, отсюда и название сборника: цветы, то есть красота зла. Наслаждение, которое дает зло и порок, странное, в нем перемешано много противоположных чувств – радость и ужас, наслаждение и отвращение.

И все же к этим ощущениям человек непреодолимо тянется.

Одно из самых известных стихотворений Бодлера “Падаль” – о том, как, прогуливаясь прекрасным летним днем с подругой за городом, автор натыкается на разлагающийся труп лошади, и начинает его подробно, смачно описывать и видит в том, как копошатся черви, своеобразную красоту и гармонию.

Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи Над мерзкой грудою вились, И черви ползали и копошились в брюхе, Как черная густая слизь.

Все это двигалось, вздымалось и блестело, Как будто, вдруг оживлено, Росло и множилось чудовищное тело, Дыханья смутного полно.

И этот мир струил таинственные звуки, Как ветер, как бегущий вал, Как будто сеятель, подъемля плавно руки, Над нивой зерна развевал.

То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий, Как первый очерк, как пятно, Где взор художника провидит стан богини, Готовый лечь на полотно.

(перевод В. Левика)

Яркое стихотворение “Гимн Красоте”, где красота прославлена именно как красота зла, приводящая к преступлениям, к пороку, к смерти, но дающая небывалые ощущения.

Но самое небывалое, самое чудовищное стихотворение Бодлера – “Мученица”. Рисунок неизвестного мастера”. В роскошном будуаре в интимной обстановке на постели залитой кровью в бесстыдной позе лежит безглавый труп прекрасной полуодетой женщины – голова стоит тут же на столе. В описании есть изрядная доля изощренного эротизма.

Здесь опоэтизированы и смерть, и ужас, и непристойная эротика.

Среди шелков, парчи, флаконов, безделушек, Картин, и статуй, и гравюр, Дразнящих чувственность диванов и подушек И на полу простертых шкур,

В нагретой комнате, где воздух – как в теплице, Где он опасен, прян и глух, И где отжившие, в хрустальной их гробнице, Букеты испускают дух, –

Безглавый женский труп струит на одеяло Багровую живую кровь, И белая постель ее уже впитала, Как воду – жаждущая новь.

Подобна призрачной, во тьме возникшей тени (Как бледны кажутся слова!), Под грузом черных кос и праздных украшений Отрубленная голова

На столике лежит, как лютик небывалый, И, в пустоту вперяя взгляд, Как сумерки зимой, белесы, тусклы, вялы, Глаза бессмысленно глядят. На белой простыне, приманчиво и смело Свою раскинув наготу, Все обольщения выказывает тело, Всю роковую красоту. Подвязка на ноге глазком из аметиста, Как бы дивясь, глядит на мир, И розовый чулок с каймою золотистой Остался, точно сувенир.

Здесь, в одиночестве ее необычайном, В портрете – как она сама Влекущем прелестью и сладострастьем тайным, Сводящем чувственность с ума, –

Все празднества греха, от преступлений сладких, До ласк, убийственных, как яд, Все то, за чем в ночи, таясь в портьерных складках, С восторгом демоны следят. (Перевод В. Левика)

Стихи откровенно-эротического содержания: “Танцующая змея”, “Песнь после полудня”, “Украшения”, “Проклятые женщины”, описывающее лесбийскую любовь.

Пишет Бодлер и явно антихристианские стихи: “Непокорный”, “Отречение святого Петра”, “Литания Сатане”. Есть у Бодлера ряд просто красивых стихотворений, целиком в духе модернизме, описывающих странные, утонченные, сложные ощущения, переживания. “Тревожное небо”, “Кот”. Необычное мурлыканье кота пробуждает в человеке странные сладкие ощущения, извлекаемые из глубин души.

Итак, Бодлер зафиксировал сложность устройства жизни, отношение его к злу неоднозначно. С одной стороны, он знает, что зло и порок ведут к гибели, страданиям, духовному опустошению. С другой стороны, зло непреодолимо, потому что дает человеку наслаждение и другие необычные переживания, от которых человек отказаться не может.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Cкандальный сборник “Цветы зла” Бодлера