Сочинения по литературе: как все успеть? И возможно ли?

В статье рассказывается о том, как большинство школьников подходят к написанию сочинений по литературе и какие меры предпринимают, чтобы облегчить прохождение этой части общеобразовательной программы. Зачем человек ходит в школу? Первый и самый логичный ответ, который приходит в голову, — чтобы учиться, узнавать новое, расширять кругозор…

Да, в идеале это действительно должно быть так. На практике же редко кто из учеников старше седьмого класса отлично и самое главное — самостоятельно, без тех или иных уловок и ухищрений, успевает

по всем предметам. Причем в большинстве случаев причина не в интеллектуальном несовершенстве и не в любимом учителями «ты способен на большее, просто ленив», а в отсутствии интереса к уроку или же банальная нехватка времени.

Возьмем, к примеру, самую животрепещущую для большинства учащихся тему — предмет, готовясь к которому невозможно сжульничать или списать у соседа по парте — литература и сочинения по прочитанным произведениям. Казалось бы, на первый взгляд, ну что тут сложного: открыл, пробежал глазами, развил пару мыслей — и вот они — готовые сочинения! А теперь давайте вспомним, что,

помимо актуальных тем и складности изложения, отличает произведения школьной программы?

Разумеется объем. Согласитесь, полет мысли классиков — мастеров писательского мастерства редко укладывается всего в пару десятков страниц! Чаще всего это достаточно объемные, даже многотомные труды, на чтение которых необходимо затрачивать недели, а то и больше.

Школьная программа же на этот счет оказывается весьма скупой, выделяя на все про все не более 2-4 академических часов.

То есть, по замыслу, несчастный ученик должен осилить «Преступление и наказание» буквально «к следующему уроку» (за 1-2 дня!), при этом не просто прочитать, но и сделать глубокий анализ, чтобы на его основании в столь же рекордный срок суметь изложить свои мысли в письменном виде. Ах, да! Попутно нужно успевать делать уроки и по другим предметам…

Что предпринимают школьники в подобных случаях? Наиболее распространенных вариантов четыре:

1. Те, кому «писательство» само по себе труда не составляет, просто прочитывают аннотацию плюс урывками пару мест из книги — и материал для работы готов.

2. Более не расположенные к литературе покупают книгу, в которой есть готовые сочинения, и переписывают нужное оттуда, что называется, на свой страх и риск — учителя об этом давно прознали и в курсе всех подобных изданий.

3. Не умеющие и не любящие писать вовсе прибегают к посторонней помощи (в ход идут как мамы с папами, так и сердобольные одноклассники).


Сочинения по литературе: как все успеть? И возможно ли?