Методические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе 11 класс
Методические рекомендации к написанию
выпускного сочинения по литературе 11 класс. .
При написании сочинения по литературе следует помнить:
– oб объеме сочинения: 4-5 страниц;
суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
– почерк должен быть разборчивым;
– соблюдать поля;
– писать желательно синей или фиолетовой пастой;
– на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему
– выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
– на черновике составить план переносить в чистовик не надо. ;
– удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т. д.;
– сокращать в черновике фамилии, названия произведений С.-Щ. М. Е. Салтыков-Щедрин, “Е. О.” роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и т. д.. ;
– нумеровать страницы черновика;
– строго
– сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
– не сбиваться на пересказ текста;
– не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения это при условии, что цитата будет вами заучена. ;
– если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него он вовсе не обязателен. ;
– если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно сделать
косвенную ссылку на критику “Чернышевский по этому поводу писал…”:
“критика встретила произведение восторженно…” и т. п.. ;
– то же относится к именам героев, датам и т. п. всегда можно выйти из положения,
– указав примерную дату “в начале века…”, “относится к ранней лирике…”. ,
заменив забытое имя словами “один из героев Толстого…”; “антипод главного
героя” и т. п.;
– главное – умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами “Пo моему мнению, Блок великий поэт”; “Я считаю, что Гоголю удалось создать образ “маленького человека…”. это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;
– удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные
варианты ответов;
– привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким
образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
– рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания сочинения на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.
Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:
– историческое краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий
– общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов
-о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле.
Введение должно по замыслу соответствовать вступлению.
Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.
Рекомендации взяты на портале ПРОШКОЛУ