Методические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе 11 класс

Методические рекомендации к написанию

выпускного сочинения по литературе 11 класс. .

При написании сочинения по литературе следует помнить:

— oб объеме сочинения: 4-5 страниц;

суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

— почерк должен быть разборчивым;

— соблюдать поля;

— писать желательно синей или фиолетовой пастой;

— на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему

в процессе написания сочинения;

— выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

— на черновике составить план переносить в чистовик не надо. ;

— удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т. д.;

— сокращать в черновике фамилии, названия произведений С.-Щ. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Е. О.» роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и т. д.. ;

— нумеровать страницы черновика;

— строго придерживаться

избранной темы;

— сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

— не сбиваться на пересказ текста;

— не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения это при условии, что цитата будет вами заучена. ;

— если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него он вовсе не обязателен. ;

— если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно сделать

косвенную ссылку на критику «Чернышевский по этому поводу писал…»:

«критика встретила произведение восторженно…» и т. п.. ;

— то же относится к именам героев, датам и т. п. всегда можно выйти из положения,

— указав примерную дату «в начале века…», «относится к ранней лирике…». ,

заменив забытое имя словами «один из героев Толстого…»; «антипод главного

героя» и т. п.;

— главное — умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами «Пo моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека…». это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

— удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные

варианты ответов;

— привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким

образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

— рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания сочинения на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.

Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:

— историческое краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий

— общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов

-о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле.

Введение должно по замыслу соответствовать вступлению.

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.

Рекомендации взяты на портале ПРОШКОЛУ


Методические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе 11 класс