Сочинение: Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф. М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”
Вопрос экзаменационного билета (билет № 7, вопрос 2)
Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф. М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”
Творчеству Федора Михайловича Достоевского присущ традиционный для русской литературы девятнадцатого века интерес к жизни “маленького человека”. Их образы с сочувствием выписаны во многих его произведениях, начиная с самого первого – романа “Бедные люди”. Выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский ценил это произведение прежде всего за “гуманную мысль”.
Он
Судьбе несчастных детей и посвящен его рассказ “Мальчик
Это произведение можно отнести к жанру так называемых святочных рассказов. Традиция жанра состоит в том, чтобы накануне светлого праздника Рождества Христова пробудить добрые чувства в душах людей. Обычно святочные рассказы непременно заканчивались счастливым концом, как, например, в “Рождественских повестях” Чарльза Диккенса, чье влияние ощутимо во всем раннем творчестве Достоевского.
Но в рассказе “Мальчик у Христа на елке” писатель отступает от традиции. Его маленький безымянный герой не получает рождественского подарка от окружающих его людей, а находит счастье и упокоение на елке у Христа, то есть в Царствии Небесном.
В самом начале автор подчеркивает, что рассказывает выдуманную историю: “…ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз”.
И в дальнейшем повествовании подчеркивает, что на самом деле этой истории не было, она будто бы приснилась писателю: “Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал…
Ему очень хотелось кушать”.
Однако ребенка накормить некому. “Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена”.
Ребенок не понимает, что его мама умерла, он только чувствует, что она не даст ему еды, и тогда он в отчаянии выходит на улицу, где сильный мороз.
“Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, – тщетно мечтает малыш, – и так больно стало вдруг пальчикам…” Но некому позаботиться о нем, никому он не нужен: “Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика”.
А тем временем жители города готовятся встретить Рождество. Вот мальчик видит в одном из домов “…большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то”.
Но и нарядным, чистеньким детям нет никакого дела до голодного замерзающего ребенка. А тут еще ему наносят незаслуженную обиду: “…большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, – и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”.
С этого момента и тон, и обстановка рассказа меняются. В чужом дворе ребенок нашел успокоение:
” – Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, – о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, – но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно…”
И мы догадываемся, что это Христос призвал к себе малыша: “У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки…” Мы понимаем, что бедный сиротка умер от холода и голода, что его душа отлетела в мир иной. Там он увидел таких же, как он сам, детей: “…мальчики эти и девочки все были все такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их…”
А в земной жизни “…наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика…”
Рассказ заканчивается авторским объяснением с читателями:
“И зачем же я сочинил такую историю?.. Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать”.
В этих последних словах заключена горькая ирония писателя. Он обличает общество, бросающее на произвол судьбы десятки и сотни несчастных маленьких детей, лишенных
родительской заботы, и только Христос может утешить их и повести за собой в Царствие Небесное.