Сочинение-рассуждение по «Песчаной учительнице» А. Платонова

<

p>Рассказ Андрея Платонова «Песчаная учительница» повествует историю двадцатилетнего педагога Марии Нарышкиной, оказавшейся в сложных условиях полностью занесенного песком среднеазиатского поселка.

<

p>В село Хошутово Мария попадает по распределению после учебы. Условия пустынного климата ей знакомы, потому что Мария выросла в астраханских песках. Но в Хошутово девушка впервые сталкивается с настоящими печалями. Здесь пустыня сломила дух крестьян — Платонов говорит об этом прямо.

Они не способны ничего вырастить для

своего пропитания, не могут заработать на прожитье. Люди рабски покорно снова и снова вычищают из поселка песок, трудятся, будто вьючные животные, втайне надеясь на помощь извне.

<

p>Тема ценности труда раскрывается перед читателями в произведении. Мария организовывает в селе посадку зеленых насаждений, систему орошения. Я прекрасно понимаю, почему голодное население Хошутово с большим уважением после этого стало относиться к учительнице: ведь она помогла им одолеть пески.

<

p>Люди, как и думала Мария, теперь пошли за ней, как за лидером. Ранее пустовавшая школа заполнилась местными жителями: как

детьми, так и взрослыми. Они с большим вниманием слушали юного педагога и впитывали знания. Говорят, Андрей Платонов написал образ героини «Песчаной учительницы» со своей собственной жены.

Будучи еще невестой, она надолго уезжала в деревню, боролась там с безграмотностью. Ее труд, как и труд литературной героини Платонова, принес много пользы.

<

p>Тема власти тоже затрагивается автором произведения. «Кто сильнее — тот и прав»: по такому принципу живут люди в пустыне. Идет борьба за еду и воду: в ней, увы, нет пощады. За три дня кони кочевников съедают все зеленые насаждения Хошутово — трехлетний труд Марии и ее сподвижников.

<

p>Вождь кочевников рассказывает учительнице о жестоких законах выживания в пустыне: «Кто голоден и ест траву родной земли — тот не преступник». Вождь честно говорит о том, что если населения в Хошутово станет больше, чем кочевников, они точно так же лишат их воды и пищи, прогонят последних в пустыню, на смерть: «Нечего делать, барышня». Мария выбирает путь миссионера: она едет преподавать культуру выживания среди песков кочевникам. Этим она хочет спасти русские поселения от разорения, примирить народы, выказать кочевникам свое уважение и милосердие.

Начальник Марии Нарышкиной изумлен, он говорит о том, что хрупкая девушка способна управлять не только школой, но и целым народом.

<

p>Рассказ Платонова «Песчаная учительница» произвел на меня глубокое впечатление. В основном тем, что Мария осталась неравнодушной к спасению других. Таких бы людей да везде побольше!


Сочинение-рассуждение по «Песчаной учительнице» А. Платонова