Творчество А. П, Платонова в критике и литературоведении
Л. Л. Авербах: “Нам нужно величайшее напряжение всех сил… суровая целеустремленность!.. А к нам приходят с пропагандой гуманизма! Как будто есть на свете что-либо более истинно человеческое, чем классовая ненависть пролетариата…
Платоновская “нигилистическая” критика государства вполне гармонирует и с его “гуманизмом”, с его проходящим через весь рассказ противопоставлением города деревне – крестьянство, дескать, все производит, а над ним… сытые горожане, с кожаными мешками под мышкой! “Молодеческий” нигилизм
Рассказ Платонова – идеологическое отражение сопротивляющейся мелкобуржуазной стихии. В нем есть двусмысленность, в нем имеются места, позволяющие предполагать те или иные “благородные” субъективные пожелания автора. Но наше время не терпит двусмысленности; к тому же рассказ в целом недвусмысленно враждебен нам!
Писатели, желающие быть советскими, должны ясно понимать, что нигилистическая распущенность, анархо-индивидуали-стическая фронда чужды пролетарской революции никак не меньше, чем прямая контрреволюция
Л. А Шубин: “О языке Платонова писали много – порой в нем видели своеобразный эстетский язык, маску, юродство, кривляние, чаще, однако, восторгались его народной выразительностью, гибкостью и красотой.
Вводя образ рассказчика или передавая слово герою, молодой писатель стремился социально и психологически оправдать собственный строй мышления, ибо, по сути дела, он изображал не “чужое слово” и не “чужую мысль”. Платонов остается как бы внутри изображаемого сознания. Он сам так думает, как его герои, самый склад его мышления народный.
Платонов – интеллигент, который не вышел из народа.
“Неправильная” гибкость языка Платонова, прекрасное “косноязычие” его, шероховатость, особые, столь характерные для народной речи, спрямления – все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, “примеряется” к действительности.
…Герои Платонова ведут беспрерывный диалог с миром и с окружающими людьми, диалог, через который складывается, формируется авторская идея”.
- Творчество А. Т. Твардовского в критике и литературоведении М. В. Исаковский: “К этому времени, то есть к концу двадцать восьмого года или к началу двадцать девятого, относится одно событие, которое мне хорошо запомнилось. На собрании смоленских литераторов Твардовский читал свои новые стихи, и мы, участники собрания, обсуждали их. Среди прочитанных было стихотворение “Уборщица”. По содержанию, да и по форме стихотворение самое незамысловатое. В […]...
- Творчество В. М. Шукшина в критике и литературоведении М. Г. Ваняшова: “Постоянное место действия шукшинских рассказов – открытое, незамкнутое пространство, располагающее к особой доверительности и искренности. Деревенский мир, где все распахнуто настежь, деревенская улица или изба, наполненная людьми, проселочная дорога, людный магазин, дежурка на автобазе, сельсовет, гостиница, чайная, бойлерная, больничная палата, курилка, суд – все это и сцена, и карнавальная площадь. Здесь герои […]...
- Творчество М. Ю. Горького в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Прежде, мечтая о счастье людей, Горький славил анархический бунт, но теперь, после того, как он развенчал Челкаша, он верит уже не в бунтаря, но в работника. Доработается человечество – до счастья. В человечестве он видит артель строителей счастливого планетарного будущего. Горький первый из русских писателей так религиозно уверовал в труд. Только поэт-цеховой, […]...
- Творчество А. И. Солженицына в критике и литературоведении Г. Я. Бакланов: “Среди ежемесячного, ежедневного потока литературных произведений, в разной степени талантливых, отвечающих различным читательским вкусам, являются вдруг книги, знаменующие собой гораздо больше, чем даже появление нового яркого писателя. Эти книги призваны оказать влияние на то, что пишется сейчас, на то, что будет писаться после них. Они всегда появляются как бы вдруг. На самом […]...
- Творчество Б. Л. Пастернака в критике и литературоведении С. С. Аверинцев: “Поэтический мир Пастернака предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин самобытности характера художника. Читателя, знакомого с русской поэзией XIX и начала XX века и открывшего книгу ранних стихотворений и поэм Пастернака, ждут смысловые трудности, не преодолев которые он не […]...
- Творчество А. А. Ахматовой в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Едва только вышли ее первые книги “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, я сделал попытку дознаться, в чем первооснова ее лирики. И увидел, что даже тогда, в пору своего преуспеяния и громких литературных успехов, она в своей юной поэзии тяготела к темам бедности, сиротства и скитальчества. Любимыми ее эпитетами были: скудный, убогий и нищий. […]...
- Творчество В. В. Маяковского в критике и литературоведении Б. М. Эйхенбаум: “В числе всевозможных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой XIX века, было одно очень болезненное, дожившее до революции: противоречие “гражданской” и “чистой” поэзии, противоречие поэта-граж-данина и поэта-жреца. Знаменитая формула Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” – достаточно характерна в этом смысле. Еще характернее слова Тургенева о стихах Некрасова […]...
- Творчество A. B. Вампилова в критике и литературоведении Е. М. Гушанская: “”Утиная охота” – это прежде всего пьеса-исповедь, в основу которой положен не драматический, а лирический конфликт, не драматические столкновения, а сюжет лирического самоосознания. То, что принято называть интригой, нервом, движущим действие и подводящим его к кульминации, в пьесе Вампилова не события, происходящие с героем, а соотношение между разворачивающимися в его мозгу воспоминаниями […]...
- Творчество М. И. Цветаевой в критике и литературоведении M. Л. Гаспаров: “Чтобы найти и утвердить собственный образ, чтобы стать непохожей на других – для этого молодая Цветаева выбрала свой собственный путь и держалась его очень последовательно. Это было превращение стихов в дневник. …Превратила дневник в поэзию только Цветаева: для того чтобы осуществить такое скрещение жанров так последовательно, нужна была творческая воля и человеческая […]...
- Творчество А. И. Куприна в критике и литературоведении К. Г. Паустовский: “Часть современных Куприну критиков, так называемых “литературных чистоплюев”, обвиняла писателя, особенно в связи с “Молохом”, в том, что он не окончил “литературную консерваторию” и допускает в своих вещах языковые и стилистические небрежности. Обвинение это объясняется тем, что Куприн стремился сказать все, что он хотел, “по свежему следу”, не откладывая работу и не […]...
- Творчество Л. Н. Андреева в критике и литературоведении МЛ. Волошин; “Успех последних произведений Леонида Андреева представляет знаменательное явление, как свидетельство о состоянии души русского общества в эпоху революционной смуты. Он указывает на точный уровень нравственных и философских запросов большой публики. Истинные произведения искусства дают душе новую полноту, даже проповедуя пессимизм и отрицание. Главные же особенности произведений Леонида Андреева в том, что они оставляют […]...
- Л. Авербах < p>Нам нужно величайшее напряжение всех сил… суровая целеустремленность!.. А к нам приходят с пропагандой гуманизма! Как будто есть на свете что-либо более истинно человеческое, чем классовая ненависть пролетариата… Платоновская “нигилистическая” критика государства вполне гармонирует и с его “гуманизмом”, и с его проходящим через весь рассказ противопоставлением города деревне – крестьянство, дескать, все производит, а […]...
- Роман “Мы” в критике и литературоведении А. К. Воронений: “Лежит у меня… роман ваш “Мы”. Очень тяжелое впечатление. По совести. Неужели только на это вдохновил Вас Октябрь и что после было да наших последних дней? Какая же это “самая шуточная и самая серьезная вещь”? Самая мрачная и мизантропическая. Рано еще по нас такими сатирами стрелять. Как-то не туда, куда нужно вы […]...
- Литературное творчество второй половины 1920-х годов Платонова А. П Вернувшись в Москву, Платонов снова остался без работы. Семья бедствовала. Но 1927 год стал временем творческого расцвета писателя. Вскоре в издательстве “Молодая гвардия” вышли сборники его рассказов и повестей: “Епифанские шлюзы” (1927), “Сокровенный человек” (1928), “Происхождение мастера” (1929). Название сборнику 1927 года дала историческая повесть “Епифанские шлюзы”. Эта повесть об английском инженере, приехавшем в Россию […]...
- ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА” ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА РАССКАЗА А. П. ПЛАТОНОВА “ЮШКА” Андрей Платонович Платонов – один из самых своеобразных писателей XX века. Для понимания его творчества нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мысли. Какая-то сила задерживает восприятие читателя на каждом слове. И здесь кроется не только тайна мастерства, но и тайна человека. Главным в раскрытии замысла писателя является […]...
- Песнь о человеке (по страницам произведений А. Платонова) Чем необычен писатель А. Платонов? Чем вызван нарастающий во всем мире интерес к его творчеству? Наверное, особенность художественного мышления классика литературы такова, что глубоко современная проблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире, но дается с позиций современного личностного сознания. Стоит открыть любой рассказ или повесть этого писателя, как нас вскоре пронзит печальный […]...
- Годы опалы в творчестве Платонова А. П В 1931 году в журнале “Красная новь” была опубликована повесть Платонова “Впрок”. Автор назвал ее “бедняцкой хроникой”. Повесть призывала к трезвому, реальному взгляду на коллективизацию, создавалась как предупреждение об опасности крайностей в ломке жизни крестьянства, перегибов и извращений в создании колхозов. Произведение вызвало крайне негативную оценку Сталина. Вскоре в “Красной нови” появилась статья А. Фадеева […]...
- О творчестве А. П. Платонова А. Платонов (Климентов Андрей Платонович) относится к тому поколению, которое вошло в литературу с революцией. Главная проблема его творчества – проблема сущности жизни и предназначения человека на земле. Основу раннего творчества писателя составляет тема взаимоотношения человека и природы. Природа у Платонова – “прекрасный и яростный мир”. Двойственность ее в том, что она беззащитна, хрупка перед […]...
- Сочинение: Маленький человек в произведениях Платонова В литературе XX века, особенно послереволюционной, тема маленького человека надолго ушла в тень. Собственно, в литературе социалистического реализма до поры до времени и не могло возникнуть такой темы как актуальной. Во-первых, революция и последующие социалистические преобразования требовали героя не заурядного и тем более не маленького, а характеров крупных, героических. Во-вторых, сама постановка проблемы маленького человека […]...
- Цвет в повести А. П. Платонова “Котлован” Писательская судьба А. П. Платонова сложилась трагически: его взгляд на мир, его стиль, суровая правда жизни в его произведениях сначала встречали непонимание, а начиная с конца 20-х годов привели к преследованиям, политическому поношению в печати и запретам. В конце 20-х и в 30-е годы он достиг вершины своего творчества в романе “Чевенгур”, повестях “Котлован”, “Ювенильное […]...
- Какие из персонажей являются героями повести А. Платонова “Котлован”? Какие из персонажей являются героями повести А. Платонова “Котлован”? – Какая проблема составляет основу всего творчества А. Платонова? а. Отцов и детей б. Борьбы за свободу в. Сущности жизни г. Интеллигенции и революции – Какова концепция природы в творчестве А. Платонова? а. Гармоничный мир б. Прекрасный и яростный мир в. Разгул стихий 3. В каких […]...
- Великая Отечественная война. в творчестве Платонова А. П В годы Великой Отечественной войны в качестве корреспондента газеты “Красная звезда” Платонов побывал подо Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. Его первый военный рассказ был напечатан в сентябре 1942 года. Он назывался “Броня” и рассказывал о моряке, занятом изобретением состава сверхпрочной брони. После его гибели становится ясно, что броня, “новый металл”, “твердый […]...
- Художественные особенности повести “Котлован” А. П. Платонова Платоновскому стилю невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в соответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов. Новое время требовало новой поэтики. Писатель изобрел язык, который шел вразрез со всеми литературными нормами. Повесть Платонова “Котлован”, со своими образами, символами, метафорами, полностью соответствует духу времени. В результате смешения лексических и синтаксических отношений повесть написана изломанным языком, […]...
- Язык художественной прозы А. П. Платонова Каждый читатель произведений А. Платонова обращает внимание на язык, которым они написаны. Это “неправильный” язык. Причем косноязычны не только персонажи рассказов и повестей, но и авторская речь построена “неправильно”. Платонов постоянно отступает от стилистической или грамматической нормы. Часто рядом оказываются слова, казалось бы, несовместимые по смыслу: “захохотал всем своим редким молчаливым голосом”, “она открыла опавшие […]...
- О ЧЕМ Я РАССУЖДАЛА, ЧИТАЯ ПОВЕСТЬ “КОТЛОВАН” А. ПЛАТОНОВА Читая эту повесть, каждый, я думаю, размышляет над тем, что хотел сказать ав- тор, а не над сюжетом или композицией, так как для самого ПлатоновА важна была суть. Лично я в его повести нашла многое, над чем можно подумать, но больше всего меня пора- зили люди. Да, мы знаем, что тогда они свято верили в […]...
- Библейские мотивы в повести А. Платонова “Котлован” Повесть Андрея Платонова “Котлован” – произведение, наполненное глубоким смыслом и, как айсберг, скрывающее все самые сокровенные мысли глубоко под “вершиной”. Для того чтобы изучить и понять смысл платоновского текста, недостаточно просто его прочесть: прежде всего, нужно попытаться осмыслить психологию и философию самого автора. Андрей Платонов для своей эпохи был “шатким и неустойчивым элементом”. Скорее всего, […]...
- Сочинение-рассуждение по “Песчаной учительнице” А. Платонова < p>Рассказ Андрея Платонова “Песчаная учительница” повествует историю двадцатилетнего педагога Марии Нарышкиной, оказавшейся в сложных условиях полностью занесенного песком среднеазиатского поселка. < p>В село Хошутово Мария попадает по распределению после учебы. Условия пустынного климата ей знакомы, потому что Мария выросла в астраханских песках. Но в Хошутово девушка впервые сталкивается с настоящими печалями. Здесь пустыня сломила […]...
- История создания повести “Котлован” А. П. Платонова А. Платонов – явление в российской литературе уникальное. Это писатель с обнаженным сердцем, искренне переживающий за все человечество. Он первый русский писатель XX столетия, кто заметил разложение “социалистической души”, утрату индивидуальности в человеке и забил тревогу. Художественное видение Платонова способствовало созданию им новой поэтики, абсолютно не похожей ни на что, существующее в литературе прежде. Повесть […]...
- От “внешнего” человека к “сокровенному” (по повести А. П. Платонова “Сокровенный человек”) Каждая новая эпоха дает своих новых героев, “новых людей”. После революции 1917 года с особой остротой выдвинулся вопрос о “новом человеке” и его взаимоотношениях с миром. Он стал центральным в творчестве А. Платонова, чутко уловившего суть произошедших в России перемен и невольно передавшего всю трагичность их последствий. Произведения, созданные А. Платоновым в конце 20-х – […]...
- Особенности стиля повести А. Платонова “Котлован” Свист, грохот, лязг, движение – заглушили Живую человеческую речь, Немыслимыми сделали молитву, Беседу, размышление; превратили Царя вселенной в смазчика колес. М. Волошин. “Пар” Писатель Андрей Платонович Платонов был из рабочих. Участник гражданской войны, потом самозабвенный работник восстановительного периода. Разбирался в механизмах, электростанции строил. Очень любил паровозы. Часто описывал их в рассказах, и выходили они у […]...
- Сочинение на тему Необычность языка произведений Платонова Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов – один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они не легкое чтиво. Для понимания произведений Платонова нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мыслей. Но если вы вчитаетесь, поймете замысел автора, то на всю жизнь сохраните уважение и привязанность к […]...
- Своеобразие романа А. Платонова “Чевенгур” Роман “Чевенгур” – центральное социально-философское произведение А. Платонова, захватывающая драма народного правдоискателя – возник в известном смысле неожиданно среди небольших, бессюжетных повестей, рассказов, всей “микропрозы” писателя начала и середины 20-х годов. “Чевенгур” – роман всей жизни Платонова. Роман возникал из бесконечного количества жизненных событий, внутренних реакций, осмысливаемых в метафорах и символах, вырастал из опыта очарований […]...
- Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов – один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они не легкое чтиво. Для понимания произведений Платонова нужно вдумчивое, медленное чтение, требующее постоянной работы мыслей. Но если вы вчитаетесь, поймете замысел автора, то на всю жизнь сохраните уважение и привязанность к автору и его произведениям. […]...
- Размышляя над названием романа А. Платонова “Чевенгур” Роман “Чевенгур” – чрезвычайно многоплановое и сложное произведение, вобравшее в себя весьма многое из пережитого и продуманного писателем. Гражданская война, опыт работы мелиоратора, когда простое орошение клочка пашни осознавалось как “ремонт” всей земли, горестные столкновения со свинцовым идолом бюрократического зла – все вокруг ожило в величественном и мучительном сне. Многие давние впечатления заново мучили Платонова, […]...
- Особенности народного характера в прозе Платонова Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в “жизненное творчество добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист А. П. Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою природу”, “выключать сознание”, переходить “изнутри вовне”, не оставляя в душе ни единого “личного чувства”, “терять ощущение самого […]...
- Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести Платонова “Котлован” Творчество А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и “самобытный”. Только к концу ХХ века, после многократного возвращения Платонова к читателю и настойчивого изучения его творчества литературоведами, особенно интенсивного с середины 1980-х годов, стало возможным понять масштаб гениальности этого писателя и мыслителя, […]...
- Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести “Котлован” А. П. Платонова Описание событий в романах и других произведениях А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже известному в литературе. Платонов – писатель особенный и “самобытный”. Только к концу ХХ века, после многократного возвращения Платонова к читателю и настойчивого изучения его творчества литературоведами, особенно интенсивного с середины 1980-х годов, стало возможным понять […]...
- Размышляя над страницами рассказа А. Платонова “Маркун” Из писателей 20-х – 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой части. Их произведения канули в небытие, а сами они были забыты. Большинство из них погубил только зарождавшийся в то время госзаказ на литературные произведения. Ведь писатель – это, как поэт, “не должность, а состояние души”. Однако настоящие произведения искусства не забудутся никогда. […]...
- Биография Юрия Платонова Дата рождения: 4 сентября 1929 года Место рождения: Москва, СССР Платонов Юрий Павлович – архитектор советского времени. Также Юрий Платонов известен как один из лауреатов Госпремий как СССР, так и России. Юрий появился на свет в Москве в семье Павла Харламовича, архитектора и мамы, Эсфири Яковлевны, писательницы для детей. Эта интеллигентная семья жила на Арбате, […]...
- НЕИСТОВЫЕ РОМАНТИКИ А. ПЛАТОНОВА Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в “жизненное творче- ство добра”, в “мир и свет”, хранящиеся в че- ловеческой душе, в занимающуюся на горизон- те истории “зарю прогресса человечества”. Писатель-реалист А. П. Платонов видел причины, заставляющие людей “экономить свою природу”, “выключать сознание”, пере- ходить “изнутри вовне”, не оставляя в душе ни единого “личного […]...