Сочинение по басне “Лягушки, просящие царя”
В басне “Лягушки, просящие царя” происходят одновременно смешные и печальные веши. Лягушки не сумели жить при “правлении народном”, то есть без верховной власти. Они стали просить у богов царя.
Дважды боги посылали им правителя, оба раза это имело печальные последствия. В первом случае “царь этот был осиновый чурбан”, а во втором – Журавль.
Первый правитель не устроил лягушек своей терпимостью, и они стали вести себя так, как кому заблагорассудится. Журавль же был крут и скор на суд, “кого не встретит он, тотчас
Аллегория в басне прозрачна. Лягушки – обыватели, составляющие большую часть государства. Цари – через эти образы показаны два типа управления государством.
В басне отражены следующие мысли баснописца:
-народ не может сам управлять своей жизнью, готов отказаться от свободы неизвестно во имя чего;
-если царь спокоен, народ начинает злоупотреблять служебным положением, но это ему не нравится;
-правитель “иного нрава” не устраивает народ своей жестокостью;
-“глас с неба” (мнение богов)
-варианта “хорошего” царя боги не предлагают, так как народ его не заслужил.
Нам действительно смешно и грустно одновременно. Забавно описано поведение лягушек-обывателей, смешно характеризуется первый правитель. Грустно оттого, что показано отсутствие самосознания у народа, что правители далеко не идеальны, но лучших не будет.
Русская история имеет много подобных примеров.
Басня начинается ироничным и немного грустным рассказом о том, что лягушек не устроила свободная жизнь, жизнь “без службы и на воле”. Они сами, добровольно, попросили у богов дать им царя.
Управление первого царя заключалось в том, что он был пассивен, что привело к некоторому хаосу: лягушки обнаглели, перестали его уважать и почитать. Правление Журавля было прямо противоположным: наказание было основным его правилом, лягушки испугались, потому что везде стали видеть опасность для жизни.
Получается, что настоящего государственного правления Крылов не показал. Возможно, он считал, что власть и народ всегда находятся в конфликте. Еще можно предположить, что народ заслужил таких правителей, провинившись тем, что не смог жить при “правлении народном”.
Пособить – помочь; осиновый чурбан – неотесанный, “тяжелый”, глупый и грубый человек; в лягушках каждый день великий недочет – каждый день наказывается (гибнет) большое количество лягушек; приходит черный год – время неудач, печали.
Мораль басни содержится в заключительных строчках. Слова эти (“Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?”, “Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!”) произносится богами с небес.
В обычной жизни эти слова можно произнести тогда, когда следует напомнить кому-то или самому себе о том, что мы всегда имеем возможности, которые по недомыслию не используем, потом бывает много проблем, виноваты в возникновении которых мы сами.