Сочинение по басне “Лягушки, просящие царя”

В басне “Лягушки, просящие царя” происходят одновре­менно смешные и печальные веши. Лягушки не сумели жить при “правлении народном”, то есть без верховной власти. Они стали просить у богов царя.

Дважды боги посылали им правителя, оба раза это имело печальные последствия. В первом случае “царь этот был осино­вый чурбан”, а во втором – Журавль.

Первый правитель не устроил лягушек своей терпимостью, и они стали вести себя так, как кому заблагорассудится. Жу­равль же был крут и скор на суд, “кого не встретит он, тотчас

засудит и проглотит”. Третью просьбу (сменить этого правите­ля) боги не удовлетворили.

Аллегория в басне прозрачна. Лягушки – обыватели, состав­ляющие большую часть государства. Цари – через эти образы показаны два типа управления государством.

В басне отражены следующие мысли баснописца:

-народ не может сам управлять своей жизнью, готов отка­заться от свободы неизвестно во имя чего;

-если царь спокоен, народ начинает злоупотреблять слу­жебным положением, но это ему не нравится;

-правитель “иного нрава” не устраивает народ своей жес­токостью;

-“глас с неба” (мнение богов)

оценивает поведение лягу­шек как безумие;

-варианта “хорошего” царя боги не предлагают, так как на­род его не заслужил.

Нам действительно смешно и грустно одновременно. Забав­но описано поведение лягушек-обывателей, смешно характе­ризуется первый правитель. Грустно оттого, что показано от­сутствие самосознания у народа, что правители далеко не иде­альны, но лучших не будет.

Русская история имеет много подобных примеров.

Басня начинается ироничным и немного грустным рас­сказом о том, что лягушек не устроила свободная жизнь, жизнь “без службы и на воле”. Они сами, добровольно, попросили у богов дать им царя.

Управление первого царя заключалось в том, что он был пас­сивен, что привело к некоторому хаосу: лягушки обнаглели, перестали его уважать и почитать. Правление Журавля было прямо противоположным: наказание было основным его пра­вилом, лягушки испугались, потому что везде стали видеть опас­ность для жизни.

Получается, что настоящего государственного правления Крылов не показал. Возможно, он считал, что власть и народ всегда находятся в конфликте. Еще можно предположить, что народ заслужил таких правителей, провинившись тем, что не смог жить при “правлении народном”.

Пособить – помочь; осиновый чурбан – неотесанный, “тя­желый”, глупый и грубый человек; в лягушках каждый день ве­ликий недочет – каждый день наказывается (гибнет) большое количество лягушек; приходит черный год – время неудач, пе­чали.

Мораль басни содержится в заключительных строчках. Слова эти (“Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?”, “Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!”) произносится бога­ми с небес.

В обычной жизни эти слова можно произнести тогда, когда следует напомнить кому-то или самому себе о том, что мы все­гда имеем возможности, которые по недомыслию не использу­ем, потом бывает много проблем, виноваты в возникновении которых мы сами.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по басне “Лягушки, просящие царя”