Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА”
Одной из основных проблем рассказа Л. Н. Толстого “После бала” является проблема моральной ответственности. Интерес писателя сосредоточен на жизненной позиции человека; в центре произведения – этический поиск, попытка главного героя ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. Причем сюжет построен таким образом, что вначале произведения читатель знакомится с уже сформировавшейся личностью, для которой идейно-нравственный поиск уже остался в прошлом.
С высоты своего возраста и жизненного
Удивительно, но жизнь человеческую может изменить всего одна ночь. От счастья – к разочарованию, от любви – к безразличию; такие переходы составляют жизнь каждого человека, они вырабатывают стойкость и твердые жизненные принципы. Идейно-нравственная позиция личности формируется в активном взаимодействии
Вбирая в себя или оспаривая ту или иную систему жизненных ценностей, личность все более точно и четко определяет собственную ценностную ориентацию в действительности. Сопоставление разных истин – это, прежде всего, внутренняя работа души и мысли, часто спор с самим собой – внутренний диалог. В результате и та истина, к которой приходит герой, – это не абстрактная безличная философия, но живое, эмоционально насыщенное, очень личностное и конкретное понимание мира героем.
Рассмотрим, какой путь проходит главный герой рассказа Л. Н. Толстого “После бала”.
Началом всему была любовная история. Молодой, в полной мере наслаждающийся жизнью человек встретил ту, о которой грезил: “высокая, стройная, грациозная и величественная”. Необычайная худоба не портила ее царственный вид, а очаровательное с ямочками и веселой улыбкой лицо и ласковые, милые, блестящие глаза могли заворожить любого.
Всю гамму эмоций герой подчеркивает в начале своего повествования: “Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви”. “Какое-то восторженно-нежное чувство” молодой человек начинает испытывать и к отцу возлюбленной. Ведь у него такая же ласковая улыбка, он так заботится о своей дочери: “Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не Покупает модных сапог, а носит домодельные”. Необъяснимый душевный порыв героя объединяет в единое целое отца и дочь: “Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей”.
Совершенно другие чувства охватывают героя, увидевшего отца Вареньки в других обстоятельствах. Молодой человек становится свидетелем страшной экзекуции, возглавлял которую все тот же милый, очаровательный человек с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, отец возлюбленной.
Солдата-татарина за побег из полка подвергли телесному наказанию. Оголенного беспомощного человека нещадно били гибкими прутьями. Вили до такой степени, что тело его превратилось в нечто “пестрое, мокрое, красное, неестественное”.
Никто из бывших товарищей не смел проявить милосердие, так как тут же подвергся бы подобному наказанию. Но не вид измученного человека более всего изумил героя, а бессердечие полковника. Он-то уж точно не мучился сочувствием к несчастному.
До этого эпизода пребывавший в восторженном состоянии герой видит, как “он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата”, недостаточно сильно ударившего наказывемого. Полковнику кажется, что орудия пытки уже не так прочны, и он приказывает “подать свежих шпицрутенов”.
Герой подчеркивает, что, несмотря на испытанный ужас и почти физически ощущаемую боль сердца, он до конца пытается понять все произошедшее. Та же неуловимая связь объединяет в его сознании образы возлюбленной и ее отца. Герой страдает, мучится, пытается оправдать подобное наказание необходимостью.
Его мучения доказывают, что отнюдь не внешние обстоятельства и условия оказывают решающее влияние на формирование личности.
Всеобщая “правда” не всегда является всеобщим добром. Очевидно, что для героя личная свобода, моральная ответственность за поступки и помыслы являются основными нравственными ценностями.
Человек, даже облеченный властью, не имеет морального права ущемлять свободу другого человека, а тем более подвергать кого-то телесным и душевным страданиям. В полной мере это утверждение соответствует канонам христианской веры: все помнят заповедь “не убий”. Герой испытывает глубокую неприязнь к любым формам насилия.
Даже любовь, сильная, всепоглощающая и всемогущая, не может его заставить отрешиться От веры в добро и справедливость.
Интересный факт: писатель, с глубокой болью рассказывавший о поругании человеческого достоинства, о невинно погубленных людях, был отлучен Святейшим синодом от церкви и назван “еретиком”, “служителем дьявола”.
Глоссарий:
– сочинение на тему после бала толстой
– сочинение на тему ответственность
– проблема моральной ответственности человека в рассказе после бала
– эссе на тему настоящая ответственность бывает только личной
– сочинение по рассказу после бала моральная ответственность за все происходящее