Сочинения: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого “После бала”
Рассказ Льва Николаевича Толстого “После бала” был написан в 1902 году. Это время характеризовалось назреванием революционных потрясений в стране, грозивших самим устоям самодержавного строя. На первый взгляд, проблематика рассказа, повествующего о событиях далекого прошлого, никак не связана с текущим моментом.
Но это поверхностная оценка.
Произведение состоит из двух контрастных частей. Первую часть занимает сцена бала у губернского предводителя. Ее описание выдержано в приподнятом, восторженном тоне.
Это объясняется
Ну и, разумеется, лучше всех – любимая девушка Варенька: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины,
Чувства к девушке естественным образом переносятся и на ее отца – полковника по имени Петр Владиславич.
“Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.
Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами”.
А когда рассказчик наблюдает за тем, как Варенька танцует со своим отцом мазурку, то испытывает умиление:
“Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. “Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные”, – думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня…”
Когда танец заканчивается, отец Вареньки подводит ее к Ивану Васильевичу и говорит с ним, “ласково улыбаясь”.
Вся сцена бала написана в мажорных тонах. Мы вслед за рассказчиком присутствуем на праздничном торжестве, где все люди добры и привлекательны, а отношения между ними просты и добросердечны. И читатель готов в этот момент проникнуться чувствами Ивана Васильевича, который вспоминает: “Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова.
К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство”.
В этот момент Иван Васильевич, который на бале видит жизнь повернутой к нему своей парадной стороной, совершенно не задумывается над тем, что у нее есть и изнанка. Эта изнанка парадной жизни предстает перед ним на следующее утро, когда он становится невольным свидетелем сцены жестокой экзекуции. А руководит расправой над несчастным солдатом не кто иной как отец Вареньки.
Совсем недавно он ласково улыбался кавалеру своей дочери, но теперь сделал вид, что даже не узнал его. И этот случай стал причиной нравственного перелома в сознании молодого человека. По его словам, “вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра”.
В проблематике рассказа сцена бала подчеркивает зыбкость привилегированного положения правящих классов, основанного на угнетении и насилии по отношению к социальным низам.