Сочинение на тему: патриотизм в произведениях Есенина

Антиподом Маяковского был Есенин, для которого не столь существенны были социальные переме­ны, происшедшие в стране Октября, сколько ее непреходящая национальная сущность, воплотившаяся для Есенина прежде всего в образах родной природы, одушевленной и очень чело­вечной. «Как бы ни был красив Шираз, — писал Есенин в «Персидских мотивах», — он не лучше рязанских раздолий». Грядущее царство интернационализма, в котором не будет места национальному патриотизму, Есенин не понимает и от­вергает: «Но и тогда, когда на всей планете

/ Пройдет вражда племен, утихнет ложь и грусть, / Я буду воспевать всем суще­ством в поэте / Шестую часть земли с названьем кратким Русь». Родина для Есенина органично была связана с патриар­хальной деревней, в которой в 20-е годы происходили боль­шие перемены, и Есенин, как ни старался, не мог эти переме­ны принять и одобрить. Индустриализация села, утрата им патриархальных традиций связи с землей, природой, Богом трагически воспринимается Есениным.

С какой пронзитель­ной горечью звучат, например, слова деревенского старика из стихотворения: «Русь советская»: «На церкви комиссар снял крест. / Теперь

и богу негде помолиться! / Уж я хожу украдкой нынче в лес: / Молюсь осинам, — может, пригодится». О про­шедших революционных переменах в деревне Есенин с гру­стью говорит: «Словно тройка коней оголтелая / Прокатилась сквозь всю страну. / Напылили кругом. Накопытили».

Разру­шение патриархальной деревни было для Есенина трагедией, потому что фактически означало потерю той самой родины, которую воспевал Есенин. Сам поэт признавался, что не го­дится в «новую жизнь», что он «остался в прошлом одной но­гою». Трагический разрыв со временем, ощущение отъеди­ненности собственной судьбы от судьбы народа и родины сделали лирику Есенина, особенно позднюю, такой щемяще­пронзительной.

Произведения Есенина — один из лучших об­разцов патриотической лирики в русской литературе.

В начале XX века Россия вступила в тяжелую и бурную эпоху войн и революций, из которых важнейшее значение, ес­тественно, имели Первая мировая война и Октябрьская рево­люция. Первые отклики на эти события были чисто эмоцио­нальными и осуществлялись в основном в лирической форме (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, З. Гиппиус и др.). Ос­мысление этих грандиозных событий, и прежде всего револю­ции, пришло чуть позднее.

При этом последующие непосред­ственно за 25 октября 1917 года события — гражданская война, разруха, коллективизация и др. — воспринимались большинством писателей как продолжение революции, так что самому перевороту 25 октября в литературе было уделено довольно мало внимания — разве что в поэме Маяковского «Хорошо!». Осмыслению подвергался весь процесс ломки старого жизненного уклада.


Сочинение на тему: патриотизм в произведениях Есенина